«А также в области балета мы впереди планеты всей». С легкой руки Юрия Визбора фраза, написанная в 1964-м, ушла в народ и отражала атмосферу того времени. Советский балет получил международное признание. Заглянуть в волшебный мир пуантов и пачек мечтали многие. Фильм Ильи Фрэза «Я вас любил…», вышедший в 1967-м, рассказывал о первом, несмелом чувстве восьмиклассника к ученице хореографического училища.
Исполнительница главной роли Виолетта Хуснулова покорила сердце не только своего кинопоклонника. В феврале этого года Виолетте Сафеевне исполнилось 75. А в июле мы встретились - в питерском скверике рядом с метро «Черная речка», недалеко от дома актрисы.
В том, что экс-балерин не бывает, я убедилась, едва увидев Виолетту Хуснулову в потоке выходящих из подземки людей. Безупречная осанка, грациозная походка. И лицо - такое знакомое по фильму. Картина Фрэза сделала 19-летнюю танцовщицу знаменитой. Все по классике: мешки писем с признаниями, букеты, присланные в театр. В поисках героини Илья Абрамович отсмотрел более полутора тысяч студенток в балетных училищах Москвы, Санкт-Петербурга и Перми, пока не нашел ту, что искал.
- Чем же вы покорили режиссера, Виолетта Сафеевна?
- Не знаю. Сначала он сидел на занятиях по классике. Потом сказал: «Давай почитаем текст». У меня уже был опыт работы в кино - я снималась в фильме «Третья молодость» о Мариусе Петипа. Меня утвердили, но вскоре Фрэз присылает письмо: фильм откладывается на год. А у меня следующей весной выпуск. Экзамены сдала, но на выпускном спектакле не танцевала. Дирекция Вагановского предложила остаться еще на год. Я согласилась и занималась в более свободном графике.
- Снимали фильм в Ленинграде?
- И в Ленинграде, и в Москве. Сцены в театре сделали в павильонах в Сосновой поляне. Квартиру Коли Голикова - его играл Виктор Перевалов - нашли в Москве на Красной Пресне. Там же был двор рядом с училищем, где в самом начале я вхожу в ворота. Парк с дыркой в заборе - ЦПКиО имени Горького. Провожает меня Коля ночью по Ленинскому проспекту в районе улицы Шверника. Во время съемок мы останавливались в гостинице «Турист» рядом с киностудией имени Горького - там и Фрэз жил поблизости. В один из приездов в Москву я была у студии Горького, но внутрь не зашла: кто меня помнит. И отправилась на ВДНХ - во время съемок мы часто здесь гуляли.
- С партнером по фильму Виктором Переваловым вы дружили?
- С Витей мы познакомились на съемках и общались в основном по работе. Режиссер советовал ему идти учиться, но Перевалов так и не получил образования. Чтобы содержать семью, он сменил множество профессий. С грустью прочитала его интервью, где он говорил о себе, что он нищий. Несколько лет назад я навестила его в больнице - это снимали для одной из передач. Вскоре Виктора не стало.
Хочу работать
- Не жалели, что из-за съемок пришлось задержаться в студентках?
- Нет. В фильме было задействовано все наше училище. Снимались великие педагоги Наталья Михайловна Дудинская и Нина Васильевна Чистова, мои подруги Ольга Вторушина и Лариса Зубкович, и я не чувствовала себя обособленно. Да и без дополнительного года в училище сценическая жизнь оказалась долгой. Много лет отработала в Михайловском театре. Закончила танцевать в 43 года, когда в 1991-м умерла мама. Я решила побыть дома, дочь подрастить, отца забрала к себе. Но через три года начала рыдать: хочу работать. И стала преподавать потихоньку.
- А с кино почему не сложилось?
- Были приглашения на пробы - в «Осенние свадьбы», в «Мой брат играет на кларнете», но я решила, что из театра на съемки не отпустят. Хотя, например, моя одноклассница Наталья Богунова выбрала кино. Это, конечно, дело хорошее. Но когда в девяностые артисты остались без ролей, театр работал, были гастроли. Мы спокойнее это время пережили. К тому же я снималась в телевизионных фильмах-балетах - в «Анюте», «Марице».
Я выбрала сцену - не зря же я училась в балетном почти десять лет. В 23 года вышла замуж. Супруг - Николай Иванович Тагунов - тоже бывший танцовщик, очень талантливый. Окончил училище при Большом театре, учился в звездном классе вместе с Михаилом Лавровским и Натальей Бессмертновой. Выступал в Новосибирском театре. Но повредил ахилл и стал педагогом-репетитором в Малом театре.
По нашим стопам и дочка пошла. Ксения выросла за кулисами. То пачку наденет, то пуанты. Вместе с другими детьми выходила в массовых сценах в спектаклях «Пиковая дама», «Евгений Онегин». И я даже не знала, что она поступила в Вагановское. Была на гастролях, а мне сообщают об этом. Дочь хорошо училась, уже на выпускном курсе танцевала ведущие партии в балетах «Щелкунчик» и «Фея кукол». В театре исполнила весь классический репертуар. Объездила почти весь мир.
Носочки разверни
- А как вы стали балериной? Кем были ваши родители?
- Мама - медсестра. Она не успела поступить в институт, потому что началась война. Многих девочек из ее медицинского училища отправили на фронт, и все они погибли. Мама в блокаду работала в госпитале. А отец был связан с оперативной работой. Он татарин, но родом из-под Куйбышева. Их деревня сгорела, и его увезли сюда, на Неву, в детский дом. У меня два брата, все родились в Ленинграде. Всю жизнь поддерживаем друг друга. Младшего уже нет в живых.
А с балетом так получилось. Мама очень любила театр, и когда я пошла в школу, привела меня в балетное училище. У меня не было никакой подготовки. Помню, идем по улице Зодчего Росси, где находится Вагановское училище, а мама мне говорит: «Носочки-то хоть немножко разверни». В училище смотрели длину ног, стопу, шейку. Попросили попрыгать, под музыку подвигаться. Но велели прийти, когда исполнится десять лет.
- Теперь чуть ли не в три года в балет приводят.
- Ужасно - я считаю, это зарабатывание денег на детях. Родители платят, а потом им говорят: к сожалению, ваш ребенок бесперспективен. В три-четыре года не боятся гнуть спину, хотя позвоночник еще не сформирован. Это опасно.
Когда я начала заниматься, толком не понимала, что от меня хотят. А теперь учат совсем маленьких. Такой подход приближает искусство к спорту, к художественной гимнастике. Но балет более одухотворен. Перед нами стояла задача доносить образ, а не просто задирать ноги. Помню, педагог Наталья Александровна Камкова запрещала нам делать шпагаты - иначе, говорила, мы не научимся правильно прыгать: «Вы врастяжку прыгаете, а должно быть в полете».
- Сейчас такие тонкости учитывают?
- Современная техника сильнее, но что-то важное ушло. Раньше как было: лишь бы нам дали станцевать - про деньги не спрашивали. А теперь говорят: а что я за это буду иметь? Наверное, это правильно - не зря труд балетных танцовщиков приравнен к работе в каменоломнях, и в 38 - 40 лет уже выплачивают пенсию. Она маленькая. Но в прошлом у нас хотя бы была норма по спектаклям - не более 13 в месяц. У солистов девять. И если ты лишний спектакль станцевал, за это платили. А сейчас нормы нет: сколько раз выйдешь на сцену, столько и получишь. Больной не больной - работай.
- Вокруг балета сегодня вообще много скандалов - одна Анастасия Волочкова чего стоит.
- Ой, это позор для всего балета. Она шоуменша, почему ее называют звездой, я не знаю. Она сама себя так разрекламировала.
- Виолетта Сафеевна, у вас театральное имя - мама постаралась?
- Я спрашивала маму: имя «Травиатой» навеяно? А она смеялась: есть еще «Фиалки Монмартра». У отца до нас с мамой была семья, которая погибла в начале войны. Его дочку звали Розой - это популярное татарское имя. В 1944-м папа женился на маме, но их первая дочь, тоже Роза, умерла. А когда появилась я, они решили: больше никаких Роз. И я стала Виолеттой. В театре меня иногда называли Виолой. А Виктор Перевалов, единственный, кто звал Ветой.
- Преподавали вы в своем училище?
- Нет, у меня же не было педагогического образования. Я устроилась в частную школу. А мужа пригласил в свою группу тренер по фигурному катанию Алексей Николаевич Мишин. Николай Иванович поставил программу одиночнику Юрию Овчинникову, с которой в 1973-м тот выиграл серебро чемпионата СССР. С Мишиным мы до сих пор тепло общаемся, хотя супруга, к сожалению, уже нет в живых.
Я тоже десять лет отработала хореографом на катке - с тренером Анной Анатольевной Седелковой. Ушла только три года назад, когда началась пандемия. Очень интересный опыт. Поначалу было сложно - как фигуристам тянуть стопы в коньках. А мне говорят: пускай ботинок ломают. В фигурном катании много общего с балетом. Правда, сама встать на коньки я так и не решилась.
Задача на смекалку
- Раскройте, пожалуйста, секрет: как вам удается сохранять идеальную форму?
- Ну, уже не идеальную. А так я двигаюсь много. На даче зять парник поставил, помидоры выращиваю, морковку, зелень. А если дочери на что-то пожалуюсь, она строго: «Мам, у нас в театре Кекишева Галина Петровна намного старше тебя и до сих пор педагогом работает. Так что ты не ной».
- Когда выступали, ограничивали себя в еде?
- Ела я всегда много, даже макароны. Но на работе пропотеешь, и лишнего как не бывало. Помню, после репетиции наберем в столовой хлеба черного и жуем. С девчонками из училища ходили в кафе на Невском и соревновались, кто больше мороженого съест. Одна девочка грамм 800 за раз осилила - вместо ужина.
- Не ругали вас за это?
- Доставалось за другое. Преподаватель музыки жила прямо во дворе училища. И стоило нам показаться на улице, она тут же: «Ты почему здесь болтаешься? Иди на урок!» Как раз Миша Барышников у нее занимался - он учился в параллельном классе и даже ухаживал за мной. После съемок мы сидели в Екатерининском садике на лавочке, и он расспрашивал о фильме. Иногда провожал до дома. Потом он в театр ушел, а я в училище осталась, и у каждого началась своя жизнь.
- В картине у вас образ девушки-отличницы. Хорошо учились?
- Средненько, но очень любила математику - я и в фильме без запинки выдаю квадрат разности двух чисел. Помню, преподаватель объявляла: «Кто первый решит, тому пятерка, и можно идти из класса». И я старалась ответить раньше всех. Внук Володя - ему 10 лет - присылает мне в вотсапе задачки на смекалку, и мы наперегонки их решаем. А еще он учится играть на гобое в музыкальной школе, так что наша творческая династия продолжается.
ИМЕЙ В ВИДУ!
Романтическая киноистория о первой любви школьника Коли к балерине Наде тронула итальянского писателя и журналиста Джанни Родари:
- Мне кажется, будь побольше таких детских фильмов, как лента Ильи Фрэза «Я вас любил…», юноши и девушки многих стран научились бы уважать и беречь красоту зарождающегося первого большого чувства.
Москва - Санкт-Петербург - Москва
Источник фото: Commons.wikimedia.org,Кадр из фильма,DPA/ТАСС,Личный архив