«До сих пор чувствую себя виноватой перед сыном»: о чем жалеет Ирина Винер

Ирина Винер и Алина Кабаева

Накануне, 30 июля, исполнилось 75 лет прославленному тренеру по художественной гимнастике Ирине Винер. К этой дате издательство «Эксмо» выпустило мемуары Ирины Александровны. Анонсируя издание еще в декабре прошлого года, Винер сказала: «Алина Кабаева заказала книгу про меня. Она будет называться «Я никто и звать меня никак».

В итоге на радикальное название не решились. Биографию озаглавили «Я - никто…». Фолиант на 268 страницах содержит информацию не только из первых уст. О Винер говорят ее сын от первого брака Антон, брат Борис, а также ученицы, в том числе, разумеется, и Кабаева.

Самогонка для девочек

Ирина Александровна родилась в Узбекистане и долго работала там тренером. Многих учениц она селила в своей квартире: присматривала, кормила, лечила. Как вспоминает сын, квестом было найти себе спальное место. Козырными считались два мягких кресла, приставленных друг к другу, но претендовать на них Антон не мог. Сильные гимнастки запросто скручивали мальчика и привязывали его к стулу, если тот посягал на лучшее место. Так что чаще всего Антону приходилось ночевать на полу.

Та же проблема была и с холодильником, где нередко водились купленные по блату икра и крабы. Мама считала, что вкусная еда - это топливо для тех, кто выступает.

- Если Антон брал из холодильника икру, я говорила: «Нет, это девочкам. Они тренируются». До сих пор чувствую себя виноватой перед сыном, - отмечает Ирина Александровна,

С Ариной Авериной, суперзвездой гимнастики ХХI века 

Реабилитироваться за невзгоды ребенок мог на сборах, куда ездил вместе с матерью. Там худенький и юркий Антон становился первым парнем и незаменимым помощником всех девчонок. Он покупал для них в магазине еду, забирал съестное по нычкам и приносил в комнаты. Там воспитанницы варили сосиски при помощи кипятильника прямо в раковине, заткнув ее пробкой, а потом поедали вкусняшки втихаря от строгой «мамы».

Собираясь в зарубежную поездку, тренеры и воспитанники покупали в универмаге «Москва» атласную ленту: в СССР она была из настоящего шелка. В Киеве приобретали тапочки для гимнастики из натуральной кожи. Обязательно везли икру. И на эти богатства выменивали у иностранных спортсменок хорошие купальники, невидимки, спортивные кремы, изоленту для обручей и прочее, чего в СССР было не найти.

Зоя Зиновьевна, мама Ирины Винер, по субботам и воскресеньям торговала привезенным. А по ночам - гнала самогонку. Быть пойманной и уличенной в спекуляциях не боялась:

- Я это делаю не для себя, а для девочек! - храбрилась она.

Уголовник Усманов

В определенных кругах ходит шутка: хочешь заиметь влиятельного врага – спроси у Винер про первого мужа. Кем был этот мужчина – мало кому известно. И даже биография свет на его личность не пролила, хотя раскрыла некоторые любопытные детали.

Со вторым мужем, будущим миллиардером Усмановым, Ирина познакомилась в Москве, когда покупала билет в Ташкент. К тому моменту она была тренером сборной Узбекистана, а Алишер (он младше на пять лет) учился в МГИМО и мечтал стать переводчиком с арабского.

Ирину он приглядел давно: увлекался фехтованием, и они не раз пересекались. К тому же к ней ходила его младшая сестра. В Ташкенте он боялся подойти к тренеру, а в кассах «Аэрофлота» - набрался храбрости.

Маме Алишера Ирина понравилась. Строгая женщина рассудила, что ее сын может даже жениться на какой-нибудь узбечке, а с Винер продолжит встречаться. Но судьба распорядилась иначе. Усманова посадили на восемь лет. Несмотря на косые взгляды товарок, Ирина не бросила возлюбленного: возила ему передачи и даже взятки тем людям, от которых зависела судьба Усманова. Плюс просила знакомых хоккеистов расписаться на клюшках. Тогда автографы Харламова могли решить многие вопросы.

 

Вражеские колдуньи

Как рассказал сын, маму с юности интересовали люди, обладающие даром управлять сознанием. В их доме постоянно толклись эзотерики, паранормальщики, колдуны, водяные да лешие. Ирина Александровна до сих пор любит поговорить на эту тему. В интервью Диброву, например, откровенничала, что к успеху Алины Кабаевой в том числе причастны и специалисты по космоэнергетике:

- Ведь если наверху кто-то скажет «нет», то никто на земле не скажет «да», - многозначительно поднимала газа к потолку Винер.

В книге она приводит кучу примеров воздействия людей со сверхспособностями на спортсменов. Например, в сборной Узбекистана имелся врач Александр, который голосом мог менять состояние личности:

- Летели в самолете, дети смотрели на белые стены салона и «видели» мультфильмы, смеялись… Однажды Александр стоял у входа в зал, а на ковре девочка делала упражнение. Он прикоснулся к горячей, как кипяток, батарее, и гимнастка отбросила от себя предмет, в ту же секунду «обжегший» ее руку.

Врач предлагал Винер воздействовать и на конкуренток: вовремя сказанное слово в тылу соперника могло сотворить чудо. Однако тренер наотрез отказалась от такой «помощи», хотя другие делегации практиковали нетрадиционные методы борьбы.

Павел Воля души не чает в жене-мусульманке, офигительной Ляйсан Утяшевой 

На чемпионате Европы в Киеве колдунья активно вредила Кабаевой, да так, что у бедолаги Алины все валилось из рук. Неизвестно, чем все закончилось бы, если б не Ляйсан Утяшева. Встав за спиной нехорошей женщины, совсем юная Ляйсан, которую взяли в команду запасной, стала читать мусульманскую молитву. В итоге кодунья закашлялась и ушла, а у Алины все немедленно наладилось, и она завоевала призовое место.

За год до Олимпиады в Афинах у Кабаевой так схватило шею, что о тренировках не могло идти и речи. Тогда нашей чемпионке привели уборщицу из кафе у метро. Старушка была немножко юродивой: собирала объедки и кормила ими собак, однако слух о ее суперсиле шел по всей Руси великой. Положив Кабаеву на пол, бабуля долго читала над ней молитвы, размахивая топором, и - хотите верьте, хотите нет - Алина поправилась. На радостях Винер предложила целительнице поселиться в Олимпийской деревне и лечить спортсменов, однако старушка наотрез отказалась.

В свое время мать Ирины Винер (врач по профессии) учила дочь: если хочешь о чем-то попросить Бога, нужно собрать семь человек и попросить их помолиться. При этом религия молящихся может быть любой. Этим советом Ирина Александровна активно пользуется, а для молитв у нее существует специальный пул сильных людей. Накануне ответственных стартов перед мироточащими иконами молится матушка Валентина; мусульманские суры читает некто Ахат, которого Винер называет «узбекским сынком».

Сын тренера, Антон, по совету матери занялся каббалой и вместе со своим учителем-каббалистом обязательно присутствует на ответственных стартах. Сама же Винер перед стартами смотрит в небо и ждет знамения:

- Две птицы - второе место, а если одна поднимается выше другой - первое. Стая предвещает тяжелую борьбу.

Порванное ухо

Тренер не скрывает, что в работе может применить крепкое словцо или назвать ученицу коровой. Амина Зарипова рассказывала, что не обижалась ни на обзывушки Винер, ни на ее побои. В ярости тренер кидала в нее булавы, а иногда спортсменке приходилось прятаться за сетку окон и пережидать, пока разъяренная Ирина Александровна не перестанет тыкать туда чем попало. Когда Винер уставала или разбрасывала все булавы, спортсменка потихоньку выходила из укрытия, собирала орудия и ставила их назад к ногам тренерши. Это ее веселило, и Ирина Александровна сменяла гнев на милость.

Однажды накануне чемпионата мира в Аликанте Винер так разошлась, что порвала Зариповой мочку уха. Впрочем, спортсменка уверена, что и это было правильно. По ее словам, к моменту выхода она перегорела и сбежала. А физическая боль заставила опомниться и прийти в чувство.

Винер принадлежит ставшая крылатой фраза: «Деньги, власть и жир уродуют человека по-своему». Причем, по ее мнению, если с властью и деньгами еще как-то можно жить, то против жира приема нет.

Тренер с негодованием рассказывает, к каким ухищрениям прибегают мамаши спортсменок, чтобы накормить «голодающее» чадо. Одна родительница даже умудрялась передавать дочери котлетки через батюшку во время исповеди!

Доставалось от Винер и блистательной Кабаевой. Девочка была склонна к полноте: прибавляла килограмм, даже если просто смотрела на еду. Так что когда во время Олимпиады в Сиднее Ирина Александровна обнаружила в холодильнике Алины пакетик с глазированными сырками, то отхлестала ее этим пакетом.

Но, пожалуй, особенно нелегко пришлось Рите Мамун. Накануне Олимпиады в Рио болельщиков шокировали кадры, показанные по ТВ, где Винер, раздосадованная ошибками спортсменки, кричит: «Ты жалкая трусиха!»

Но Рита не обижается. Она победила, а значит, все было сделано правильно:

- Ирина Александровна - жесткий наставник, но бывает и мягкой. Может дать отдых во время тренировки, может машину подарить или отправить на сверхдорогой курорт. Знает: кнут был, должен быть и сладкий вкусный пряник.

Стыренные бриллианты

Не секрет, что Винер подыскивает ученицам достойных женихов, а в случае необходимости - и приданым обеспечивает. Узнав, что Зарипова влюбилась во владельца ювелирного магазина, Ирина Александровна нагрянула к нему за подарками. И сообщила, что у Амины скоро день рождения. Хотя до него было полгода. Кавалер честно выложил на прилавок свои сокровища, после чего тренер отобрала что-то для себя, а потом нашла хорошее украшение для подопечной.

- Взяла мою руку так, чтобы Сережа не видел, выкручивает и приговаривает: «Тебе это нравится, нравится!» - вспоминала Зарипова. - Больно выкрутила, синяк был большой. Я ответила: «Окей, нравится». И ушла, заплакав.

Интересно, а как Зарипова, которая работает тренером в команде Винер, относится к подлой позиции мужа - иностранного агента? 

Сев в машину, Винер торжественно сообщила ученице цену презента. Оказалось, что владелец ювелирки одарил ее $16 тыс. И тем не менее мужем Амины стал не Сергей, а артист Алексей Кортнев, признанный нынче иноагентом. Поначалу «мать» была против: «Музыкантов в нашей семье не было», но потом смирилась и даже называет Кортнева любимым зятем.

- Я не та мама, которая гладит по головке, а та, которая ставит на пьедестал», - говорит тренер. И это абсолютно точно.

«Лягушка» Алина

Не секрет, что любимая ученица Винер - это звездная Алина Кабаева. Но поначалу тренер не хотела ее брать. Алине было 11, она занималась в Узбекистане, но не завоевывала призовых мест. Подумывали уходить из спорта, и тогда ташкентский тренер посоветовала съездить в Москву к Винер.

Накануне приезда Кабаевых Ирину Александровну предупредила ташкентская подружка:

- Приведут к тебе девочку, а ты не бери. Девочка растянутая, как лягушка, но данных у нее нет.

И действительно, от вида Алины строгая тренер в восторг не пришла. Девочка показалась ей крупной и староватой. Но когда попросила Кабаеву показать упражнение - сразу поняла, что в руки попал алмаз.

С любимой мамулей 

Первым испытанием для девочки стало похудеть.

- Три дня она должна была сидеть на воде и очистить свой маленький организм от плова, жареной картошки, самсы и других кушаний, которые получала дома, - пишет тренер.

Через месяц Винер вызвала маму Любу Кабаеву и устроила на работу инструктором-методистом. Оказалось, что Алина совершенно не может без матери, а вот Любовь Кабаева пришлась Ирине Александровне по душе:

- Мы с Любой сразу сошлись. У нее сильный, волевой характер. Если что-то решает, то доводит до конца, - пишет она.

На Алининой маме были соревнования, сборы, перелеты, гостиницы, визы, списки гимнасток, тренеров и врачей. Денег платили мало, поэтому Любовь Кабаева дополнительно убирала и готовила в офисе на Лесной. Когда у Алины пошли первые результаты, тренер стала пиарить девочку: первые фотосессии проводили в доме Ирины Александровны. Она сама заказывала красивые купальники, украшенные с дорогими кристаллами Сваровски. В итоге лицо Алины появилось на обложках журналов, а гимнасткам на официальном уровне разрешили украшать свои костюмы стразами.

Слава и успех не повредили Кабаевой. Она осталась милой и доброй девочкой, лишенной звездной болезни и эгоизма. Когда Винер ругалась на детей, Алина всегда вставала на их защиту, за что получила прозвище Адвокат Плевако.


Лайфхак

Когда Кабаева стала взрослеть и набирать вес, тренер придумала, как эффективно сбросить накопленное. Увозила Алину в Турцию и гоняла по дискотекам. Девушка плясала до утра, а потом без сил пропускала завтраки и обеды.

Материнская забота

В сентябре 2002-го после неудачного выступления в Самаре Ляйсан Утяшева получила многочисленные переломы ладьевидной кости одной ноги и расхождение костей ступни другой. Ирина Винер оплатила ей пять операций, а через два года Ляйсан стала чемпионкой Европы.