Неелова подло разбила брак Кайдановского с балериной
Не хотел ассоциироваться ни с поручиком Лемке, охотившимся за красным золотом в истерне «Свой среди чужих...», ни с наемником Филиппом Ломбардом из «Десяти негритят», ни со Сталкером из кинопритчи Тарковского. Резкий и неудобный, при этом сентиментальный и ранимый, он бывал настолько разным, что даже его многочисленные возлюбленные не понимали, какой Кайн (так они его называли), на самом деле. К 77-летию Кайдановского, которое он не отметит 23 июля, расскажем о его главных женщинах.
Бычкова
С будущей первой женой Кайдановский познакомился в 1962-м, когда был 15-летним студентом Ростовского училища искусств. Оба играли в самодеятельности. Бычкова вспоминала, что стихи Сашка читал «как бог», был щедрым и общительным. Поженились в марте 1966-го, и вскоре молодой муж уехал учиться в Москву. Позже Ирина отправилась за ним.
Жили в полуподвальной коммуналке по соседству с крысами. А потом Александр стал меняться. Семью отодвинули на второй план друзья и пьянство. Брак распался не сразу: Кайдановский уходил, возвращался.
Развелись в 1975-м, когда актер встретил Евгению Симонову. Ирина с дочкой Дашей вернулась в Ростов-на-Дону и работала в университете, где заведовала кафедрой клинической психологии.
Бычкова умерла от ковида 2 января 2021-го. Похоронили в могиле ее родителей.
- После расставания с моим отцом замуж она так и не вышла. Я - ее единственная дочка. Остались два взрослых внука, мои сыновья - Ярослав и Степан, - делилась с «Экспресс газетой» Дарья, которая в родном городе продает на ярмарке изготовленные собственными руками украшения и разводит собак.
Малявина
Валентина была такой же бесстрашной, дерзкой и сильной, как Александр. На момент их романа у нее за плечами остались брак с Александром Збруевым, роман с Андреем Тарковским (именно Малявина познакомила Кайдановского с режиссером) и огромная рана в сердце, которую она пыталась заглушить алкоголем.
Актриса бывала в доме Кайна, беседовала с его женой Ириной, нянчила их дочь Дашу, но наотрез отказывалась уходить от своего второго мужа - режиссера Павла Арсенова. Тот ее обожал, обеспечивал, снимал в своих фильмах. А главное, понимал и жалел.
Малявина делала аборты от Кайдановского. Они вместе выпивали и в беспамятстве резали вены, мечтая умереть в один час. Кайдановский много раз протягивал руку помощи падшей Вале. Например, первый поддержал после того, как она вышла из тюрьмы за убийство другого своего любовника - Стаса Жданько.
Симонова
19-летняя Евгения, девушка из интеллигентной ленинградской семьи, приехала учиться в Москву на актрису. Она безумно влюбилась в Кайдановского, когда они снимались в фильме «Пропавшая экспедиция». Несмотря на юный возраст, у нее была звездная роль в фильме «Вылет задерживается» и жених - однокурсник, ныне известный актер Юрий Васильев.
Кайдановский покорил Женю брутальностью, интеллектом и талантом. Но после свадьбы ему быстро стало скучно. Хотя в результате от него ушла она. Актриса не хочет вспоминать четыре года того брака. Их общую дочь Зою воспитал следующий супруг Симоновой - Андрей Эшпай. Девушка, ставшая актрисой, даже хотела взять его фамилию, но отчим отговорил. Кайдановская - сценический псевдоним Зои, по паспорту она, как и мама, Симонова. Александр оставил Евгении квартиру в центре Москвы, а сам переехал в коммуналку, где спустя 14 лет и умер.
Терехова
Мелодрама Валерия Ахадова «Кто поедет в Трускавец?» стала началом конца брака Кайдановского с Симоновой. Он влюбился в очередную партнершу по фильму, еще одну бывшую возлюбленную Тарковского - Маргариту Терехову. Кайн и «Миледи» лихо играли постельную сцену, о которой она потом вспоминала, что «все делала сама, и исключительно по сценарию, и не поощряла инициативу партнера». Роман закончился вместе со съемками. Маргарите всегда больше нравились мужчины южного типа, а блондин с холодным взглядом был не ее секс-типом. После с Кайном никогда не общалась.
Самойлова
В 1980-м у Кайдановского вспыхнул роман с солисткой ансамбля Игоря Моисеева - Аллой Самойловой. Актер часто бывал на ее выступлениях, а во время свиданий рассказывал, что страстью к национальным танцам проникся, когда снимался в Испании в фильме «Дыхание дьявола» и каждую неделю ходил поглазеть на фламенко. Алла ненадолго задержалась в постели донжуана.
Судакова
Экс-балерина Большого театра - интеллигентная, милая и очень скромная женщина - разглядела в Александре ранимого, нежного и одинокого человека. Большого ребенка. На момент их знакомства Наталья Судакова уже была матерью - у нее подрастала дочь Аня. Судакова и к своему Кайну отнеслась по-матерински. Переехала в его коммуналку, оставив дочь у родителей, и стала о нем заботиться. Родила от Кайдановского сына Андрея (стал известным танцовщиком и хореографом).
С Александром сохраняла дружеские отношения вплоть до его смерти. Брак разрушила очередная любовница Кайдановского, которая, как некогда Малявина, приходила в их дом, изображая из себя просто подругу…
- Я не знала, что у них связь. Видела, что им интересно друг с другом, что они читают одних писателей… И я очень любила ее как актрису, боготворила. Даже оставляла одних, чтобы не мешать беседам.
Неелова
Роман Марины с нашим героем вспыхнул в 1978-м. Они могли бы стать партнерами в фильме Тарковского «Сталкер», но режиссер предпочел снимать Алису Фрейндлих, потому что «Неелова была слишком сексапильной». Судакова поняла, что Марина не такая белая и пушистая, когда муж однажды не пришел ночевать:
- Я стала искать Сашу. Всех обзванивать. Позвонила и другу семьи - Марине Нееловой. Она взяла трубку и позвала Сашу. Он сразу пришел домой. Стал оправдываться. Но я все поняла… Он и меня очень любил. Просто был увлекающимся.
Крючкова
Художник по костюмам Анастасия Крючкова, или, как ее называли, Ася, молодая девушка, вчерашняя выпускница Текстильного института, появилась в жизни Кайдановского, когда он загорелся режиссурой.
Ася, которая помогала Александру с костюмами в его фильме «Жена керосинщика», поселилась у него в той самой коммуналке, когда он окончательно порвал с Нееловой.
В историю Крючкова вошла как «мама» дворняжки Зины. Эту собаку, которую потом до безумия обожал Кайдановский, она подобрала на улице. Кайн относился к Зине как к дочери. Говорил, что дал собаке свою фамилию, а когда она щенилась, вызвал ветеринаров - акушерку и психолога.
Донеган
Затем у Кайдановского было множество женщин, имена которых затерялись. Биограф Федор Раззаков среди гражданских жен Александра называет английского филолога и переводчицу Патрицию Донеган. Она помогала Кайну учить английский, когда ему предложили в Голливуде сыграть Нострадамуса. Патриция давала уроки в той же коммуналке, а вскоре осталась там жить. Так было и с другими дамами сердца артиста в последние шесть лет его жизни.
Патриция многое сделала для Кайдановского. Открыла для него мир Запада, познакомив со многими режиссерами. Кайдановский снимался и в Испании, и в Венгрии, и во Франции. Правда, Нострадамуса так и не сыграл. Донеган подарила Александру котенка, которого он назвал Носферату (по-простому - Нос, или Носик).
Пиварс
Рижанка Инна Пиварс - темная лошадка в жизни Кайдановского. Выпускница ГИТИСа, она попала на кастинг фильма Александра «Восхождение к Эрхарту». По словам актрисы Валентины Титовой, Инна преследовала Кайна:
- Ночами сидела под дверью его коммуналки и просила ее впустить. Привязывала себя к батарее в коридоре, чтобы он ее освободил. Однажды он пожалел ее и впустил.
Свой интерес к Пиварс Кайдановский объяснил так:
- Ни у одной из моих женщин не было таких длинных ног.
За три недели до смерти он отвел Инну в загс. А вскоре после того как случилось непоправимое, Пиварс вывезла все имущество из коммуналки Кайдановского и поселилась в двушке на Арбате, которую он купил, но так и не успел туда въехать.
- Не думаю, что у него была любовь к Инне, скорее жалость, - считал режиссер Сергей Соловьев. - Он чувствовал, что скоро умрет, а она постоянно была рядом. Вот и решил помочь ей. Иногородняя девушка, которая, как и он когда-то, покоряет Москву. Он всегда женился на женщинах, чтобы сделать им приятное. Не думаю, что Саша по-настоящему любил кого-то из них. Его волновало другое. Вот собаку и кота он любил - точно знаю. Любил художника Ван Гога. Отца любил. По матери тосковал.
Партнерша Инны по театру «Ленком» Людмила Поргина рассказала о женской доле Пиварс:
- Инна сделала два аборта от Саши Абдулова. Потом встретила Сашу Кайдановского, с которым прожила в браке несколько дней - и он умер. Верю, что она его любила. Не любить Кайдановского было нельзя. Он был куда более интеллектуальным, чем Абдулов. Наш Сашка Абдулов все же простой парень, без семи пядей во лбу. Потом, по странному стечению обстоятельств, Инна вышла замуж и родила сына от лучшего друга Абдулова - каскадера. У них сын - красавчик. Инна тяжело болела. У нее был рак. Она хорошая актриса и человек прекрасный. Думаю, если бы Кайдановский так быстро не умер, она была бы с ним счастлива.