9 июля актер театра и кино Дмитрий Дюжев отмечает 45-летие. К этой дате он пришел с прекрасными результатами (он один из самых известных, дорогих актеров страны), с приятными сюрпризами и, быть может, с званием народного артиста России.
Дмитрий Дюжев продолжается оставаться самым загадочным, непостижимым, масштабным артистом страны. Космосом не только по роли в культовой «Бригаде», но и в жизни.
«ЭГ» остановилась на так называемых «белых страницах истории» артиста.
Тельняшка от Балабанова
Дмитрий Дюжев родился в День рыбака в Астрахани. Широкая река Волга вдохновляла артиста на далекие плавания. В интервью «ЭГ» он признался, что мечтал покорять морские просторы:
— В школе хотел быть моряком. Бредил кораблями. Собирал марки с видами кораблей. В то время парни думали не о деньгах и машинах, а о морях, океанах, полетах, изобретениях. Но папа убедил, что я должен продолжить его дело. Когда папы не стало, понял, что должен выполнить его волю и не отступать от этого курса.
Режиссер Алексей Балабанов почувствовал страсть Дюжева к морю и одел его в тельняшку в фильме «Мне не больно». Он работал только с хорошими артистами, и Дюжев, по его мнению, в начале 2000-ых к ним принадлежал. Балабанов дважды давал актеру главные роли. Правда, Алексей Панин в своих интервью неоднократно рассказывал о том, как Дюжев якобы подлизывался к Балабанову и смотрел ему в рот. Впрочем, не исключено, что тот, которому тоже в таланте не откажешь, завидовал высокому, фактурному и породистому Дмитрию Дюжеву.
Ему вообще многие завидовали и завидуют. Это обстоятельство сделало Дюжева замкнутым, нелюдимым волком-одиночкой.
В общей камере с Никитой Михалковым
Знаменитый режиссер был в восторге от Дмитрия Дюжева в фильме «Жмурки». Михалков играл мафиози, Дюжев — бандита Саймона, и этот гангстерский дуэт бы бесподобен. Михалков доверил Дюжеву очень важную и даже интимную роль в своем фильме «Утомленные солнцем-2. Предстояние» — белоруса Ивана, с которым его комдив Котов сидит в одной камере.
Готовность умереть на сцене
Накануне своего юбилея Дюжев выйдет на сцену в роли любовника в спектакле по американской пьесе «Свободная любовь». Это первый спектакль (за исключением дипломных работ) в жизни Дюжева, который поставил Андрей Житинкин в 2004 году. Почти 20 лет Дюжев самозабвенно играет любовь, получая за это бурные аплодисменты. Каждый раз публика готова носить его на руках. В театре он хорош. Сцена — его стихия. Ведь в свое время учитель Марк Захаров и альма-матер ГИТИС готовили его именно для театра. Но с театрами у Дюжева почему-то плохо складывается. Марк Захаров не взял его в «Ленком», хотя считал одним из лучших учеников. Зато Олег Табаков пригласил в лучший и самый дорогой на тот момент театр МХТ имени Чехова.
Первая роль Дюжева в МХТ — в постановке Евгения Писарева «Примадонны» стала бомбой. Вот только спустя время Табаков выгнал его из театра. Он крайне редко показывал на дверь медийным артистам, но с Дюжевым это случилось. Причина по сей день неизвестна. Табаков вызвал Дюжева в свой кабинет и все объяснил. В тот же вечер было светское мероприятие, на котором Дмитрий едва не плакал. Ему было очень больно.
Существует несколько версий изгнания Дюжева: будто бы он постоянно снимался и срывал в театре репетиции и якобы что-то ляпнул в адрес жены Табакова Марины Зудиной.
Последняя роль Дюжева в МХТ — аристократ Лаврецкий, который мечется между любовью деспотичной жены Варвары и юной девушки Лизы Калитиной. Но без театра Дмитрий не остался. Сегодня он выходит на сцену едва ли не каждый вечер. И по стране ездит со спектаклями.
Безруков приютил партнера по «Бригаде»
Худрук Губернского театра Сергей Безруков протянул руку помощи Дюжеву после увольнения из МХТ и позвал в свой театр. На съемках фильма «Бригада» Безруков был главным — Саша Белый, а Космос — в его подчинении. Так с актерами произошло и в жизни. «Бригада» принесла бешеную популярность обоим актерами. На съемках они, очень разные, не стали близкими друзьями, но сейчас очень даже ладят. Безруков приютил спектакль Дюжева «Скамейка» и дал роль в своей постановке «Нашла коса на камень». «Скамейку» — историю о двух одиночествах, которые находят друг друга в парке, Дюжев поставил сразу после ухода из МХТ. Сделал это в качестве доказательства, что он — тоже режиссер.
В интервью «ЭГ» Дюжев заявил, что готов повторить судьбу актеров, умерших на сцене, в частности Андрея Миронова:
— Каждый раз я играю как в последний раз в жизни, не боясь умереть на сцене. Артисты умирают на сцене, когда повышается артериальное давление, а оно повышается от переизбытка чувств, от больших энергетических затрат. На сцене я выкладываюсь на 100%.
Татьяна — вот идеал женщины
Дюжев в своем моноспектакле «Онегин», который сам поставил, блестяще играет все роли. С ним он гастролирует по стране. Никогда не берет с собой в поездки жену Татьяну. Его селят в гостиницу, где он сидит до начала спектакля и не выходит. Его не интересуют достопримечательности городов, только покой и подготовка к встрече с публикой. Во время гастролей в Белгороде артист вел себя заносчиво, как звезда: требовал за счет заведения кофе, десерт в номер. Интервью не давал. Говорят, что роль сноба Онегина наложила отпечаток на актера.
Как Дюжев признается в любви Татьяне: «Нет, поминутно видеть вас, повсюду следовать за вами» — нужно только видеть и слышать. С абсолютной верой и правдой.
И спектакль он задумал поставить, потому что и в его жизни есть Татьяна — идеальная жена, мать, друг. Изысканная блондинка, образованная, богатая, которая была поклонницей его творчества.
Источник фото: кадр из фильма,Борис Кудрявов,Лариса Кудрявцева