В 89 лет умер актер Николас Костер, импозантный старик с голубыми глазами, сыгравший в «Санта-Барбаре» Лайонела Локриджа, главного антагониста всесильного Си Си Кэпвелла. Когда-то в XIX веке Локриджи подставили Кэпвеллов, а Кэпвеллы в ответ подставили Локриджей так, что между семьями началась вражда, не прекратившаяся до 80-х годов XX века. Распря представителей двух благородных домов на протяжении нескольких лет держала сериал.
Вопрос, кто круче: Лайонел или Си Си, вызывал много споров у поклонников «Санта-Барбары». По сюжету выходило, что Си Си: завести от него ребенка мечтала каждая обитательница сериала. Но в профессиональных кругах сомнений не было: круче, конечно, Лайонел. В проекте его играл самый пожилой и самый титулованный актер.
В молодости Николасу Костеру покровительствовал сам Лоуренс Оливье. Помимо ролей в популярных многосерийках, где он часто изображал миллионеров, начальников и разных важных типов, вел дневное телешоу, а еще снялся с Элизабет Тейлор в фильме «Маленькие лисички».
Еще совсем молоденьким Николас женился на актрисе Кэндес Хиллигос, сыгравшей главную роль в страшнючем фильме «Карнавал душ», который и сейчас показывают в США на Хэллоуин.
Из «Санта-Барбары» Николас ушел по своему желанию. Не согласился с продюсерами, придумавшими, будто его герой должен инициировать собственную смерть, чтобы получить страховку. (Для Си Си такой ход был бы в порядке вещей, но «Лайонел» даже уходом снова доказал, что он лучше.)
После сериала у него было несколько ярких ролей (например, в «Ангелах Чарли») и кинонаград: в 2017-м 85-летний мэтр получил «Эмми» за роль мэра в сериале The Bay. (В бытность «Санта-Барбары» он номинировался на «Эмми» трижды, но все мимо!)
Но, как ни крути, для нас, он, конечно, остался Лайонелом Локриджем. Потому что, как в России, «Санта-Барбару» не любили больше нигде. Может быть, дело в ностальгии по прошлой хорошей жизни. Баннеры с многолюдным семейством из сериала, где все друг другу враги, любовники и родственники (причем одновременно) - так похожи на наши дореволюционные фотографиями. А сам сюжет напоминает классическое: как поссорились Троекуров и Дубровский в знаменитом пушкинском романе.
На одном корабле с женой
Интересно закольцевалась и судьба исполнителей главных ролей. К концу дней они и сами стали почти русскими. Глава семейства Кэпвеллов, актер Джед Аллан, на старости лет признался, что его настоящая фамилия - Барановский и что в Штаты эмигрировал его отец. А Николас Костер на 80-м году нашел счастье с русской женщиной Еленой Бородулиной. Счастью не смогла помешать ни 43-летняя разница в возрасте, ни незнание супругой языка, ни наличие жены у самого Николаса. Чтобы зарегистрировать отношения с новой избранницей, ему пришлось потратить год на развод с прежней.
В принципе, и вся жизнь актера могла бы дать фору самым дурацким сюжетам сериалов. Например, в 1987 году он попал в страшное ДТП, долго находился в коме, а когда пришел в сознание - лишился памяти. Не раз балансировал на грани из-за опасного хобби: с молодости и до преклонных лет актер занимался глубоководным погружением.
Николас родился в Лондоне и параллельно с актерской деятельностью занимался морской карьерой и даже ходил в дальние плавания в качестве моряка, а потом и капитана корабля. А в 1998-м, сколотив на съемках солидное состояние, основал фонд, который помогал малоимущим людям заниматься погружением...
Даже с молодой русской женой Николас жил не в особняке, а на пришвартованном корабле. Обо всем этом можно было бы прочитать в его мемуарах Another Whole Afternoon, которые, увы, на русский не переведены.
Последние годы Костера не были легкими: умер его любимый сын. А актер
до самого конца вел активную жизнь. Преподавал актерское мастерство в Университете Джорджии, снимался и не терял связи с двумя дочерями от первого брака. Одна из них написала в некрологе:
- Он был актером из актеров. Я всегда буду вдохновляться им и гордиться, что у меня был такой замечательный отец.