Единственную главную роль в кино сыграла после 50: почему не удалась актерская судьба Елены Папановой
«Подумайте, нужно ли вам вообще становиться актрисой»
В школе Елена училась хорошо и вполне могла рассчитывать на поступление в приличный вуз. С пяти лет посещала спортшколу, где занималась фигурным катанием. Родители — актеры Анатолий Папанов и Надежда Каратаева — были категорически против того, чтобы единственная дочь шла по их стопам.
Они спали и видели Елену студенткой института иностранных языков. В один голос твердили об актерстве:
«Для женщины это вообще очень тяжелая профессия. Еще была бы у тебя внешность подходящая, играла бы героинь. А ты у нас не красавица».
Но Папанова решила все повернуть по-своему: отнесла документы в Школу-студию МХАТ. Курс тогда набирала Алла Тарасова, широко известная по главным ролям в картинах «Гроза», «Петр Первый», «Без вины виноватые». Алла Константиновна* была с Еленой чрезвычайно строга:
«Во-первых, вы плохо подготовились. А потом подумайте, нужно ли вам вообще становиться актрисой».
Папанова так плакала, что родители решили все же помочь. Нет, не составили протекцию, а наняли педагога. Елена поступила в ГИТИС на курс к Владимиру Андрееву. Благополучно окончила институт, на госэкзамене, кстати, получила «отлично».
«Папа работал в Театре сатиры, я тоже бы, конечно, не отказалась там работать. Были идеи совместной постановки. Но потом он сказал: «Что скажут в театре? Что Папанов привел свою дочку. Нет». Поэтому я оказалась в Театре Ермоловой. И с отцом мы так ни разу и не поработали ни на сцене, ни в кадре, — признавалась Елена.
«Приходят другие режиссеры. Я не могу им тебя навязывать»
В театре она воплотила два десятка сценических образов. О любимых говорила:
«Роль мисс Эндрю в детском спектакле “Мэри Поппинс”. Я любила эту роль за то, что она давала большое поле для импровизации, можно было хулиганить. Я очень любила “Женитьбу Бальзаминова”, где играла кухарку Матрену. Любила “Мещанскую свадьбу”, в которой играла невесту».
После окончания ГИТИСа Папанову звали сниматься в кино. Правда, роли были не слишком большими. Потом у Елены, по ее словам, изменились приоритеты.
«Мне нужно было везде ездить, а у меня был роман с мужем. И я стала отказываться. Потом родила одну дочь, потом вторую. Я сидела в декретах по полтора года. Я изменилась, превратилась в женщину, обо мне немного забыли. А актерская работа такая, что если выпал из обоймы, потом заскочить трудно», — рассказывала Папанова.
Замуж она вышла за однокашника Юрия Титова. Получился брак длиной в сознательную жизнь. Дочери Титова и Папановой уже совсем взрослые. Старшая Мария окончила Институт стран Азии и Африки. Младшая Надежда — выпускница экономического факультета Московского университета печати.
Когда в 2012-м в театр им. Ермоловой был назначен художественным руководителем Олег Меньшиков, Елена Анатольевна встретила перемены с пониманием. По крайней мере, утверждала в интервью:
«Он снял весь старый репертуар спектаклей, это правильно. Они приходили в негодность, некоторые нужно было восстанавливать».
В 2021-м Папанова оказалась среди тех, кто попал под сокращение. Руководство театра мотивировало его финансовыми трудностями и тем, что некоторые артисты в репертуаре совершенно не заняты.
Елена Анатольевна объясняла журналистам:
«Я была занята в старом репертуаре. Несколько раз обращалась, просила работу, но мне было сказано: «У нас приходят другие режиссеры. Они сами выбирают артистов. Я не могу тебя им навязывать».
Несмотря на решение суда в начале 2022-го восстановить артистку на работе, сегодня на сайте театра им. Ермоловой в составе труппы вы Папанову не найдете. Как сообщал ряд источников, Елена Анатольевна в итоге ситуации, сложившейся в театре, не выдержала и предпочла уйти сама.
Крестная Гай-Германика
Как о киноактрисе о Папановой громко заговорили после того, как 2010-м на телеэкраны вышел скандально известный сериал Валерии Гай-Германики «Школа». Актрисе на тот момент было хорошо за 50. В фильме она сыграла учительницу русского языка и литературы по прозвищу Харя.
На упреки по поводу сериала Папанова отвечала:
«Негатива в нем не больше, чем в других. Просто он снят в документальной манере, и возникает ощущение, что все по-настоящему. Я считаю Леру своей крестной в кино, потому что после “Школы” меня стали звать в другие картины. Не могу сказать, что завалена работой, но есть интересные предложения».
В фильмографии актрисы сегодня около 70 работ. Роль в «Школе» пока так и остается единственной главной. На выходе два новых фильма с участием Папановой — шпионская драма «Операция «Престол» и комедия «Мастодонт».
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов