Внебрачная связь с известным режиссером: рассекречено имя отца дочери Лилиты Озолини
- У Лилиты было три мужа, но дочь она родила от внебрачной связи с режиссером ставшего ее визитной карточкой фильма «Долгая дорога в дюнах» Алоизом Бренчем, - начал рассказ Александрас. - Своей кинокарьерой Озолиня обязана этому выдающемуся постановщику, снявшему также «Двойной капкан», «Мираж» и другие киношлягеры.
В 1966 году именно Бренч приметил юную старлетку и сделал своей любовницей. А потом пристроил начинающую актрису на небольшую роль базарной продавщицы в своем детективном фильме «Когда дождь и вечер стучат в окно».
Во время съемок этой ленты за Лилитой пытался активно ухаживать актер Харий Лиепиньш - бывший солдат латышского легиона СС и будущий народный артист СССР. Попытался затащить юную Лилиту в постель, но Эдуард Павулс (исполнитель роли отца героини Озолини - Марты в «Долгой дороге в дюнах») поставил наглеца на место.
Надо сказать, что Лиепиньш свое эсэсовское нутро регулярно проявлял самыми гнусными способами. Например, еще в 1957 году на съемах фильма «Чужая в поселке» Харий гнусно приставал к Вие Артмане. И Гунар Цилинский набил ему морду.
Вспыхнул скандал. От тюрьмы Гунара Цилинского спас знаменитый писатель Вилис Лацис, который долгие годы был лидером коммунистов Латвии.
Политическая проституция
- На съемках фильма «За поворотом - поворот» в 1967 году Озолиня страстно влюбилась в самого Гунара Цилинского, который был кумиром миллионов советских женщин. Лилита даже ушла от Бренча ради Цилинского, но супруга Гунара - легендарная актриса Велта Лине - нажаловалась на шашни благоверного самому Арвиду Яновичу Пельше - члену Политбюро ЦК КПСС. В карьере Лилиты наступил спад. Кстати, ревновала Велта благоверного не зря. Например, на съемках «Сильных духом» у него вспыхнул яркий роман и с Вией Артмане, сыгравшей польскую аристократки, сотрудничавшую с советской разведкой.
Озолиня пыталась вернуть отношения с Цилинским. Только ради этого согласилась сыграть небольшую роль в фильме «Насыпь» - про партизан. Там снимались все тот же Павулс, Цилинский и начинающий актер Гирт Яковлев. В картине имелся эпизод с ухаживаниями героя Яковлева - полицая за героиней Лилиты - девушки из семьи, симпатизировавшей советской власти. Особую ценность фильма представляет диалог их героев на тему политической проституции представителей народов Прибалтики. Героиня Озолини (в прекрасном русском дубляже) откровенно говорит о том, что многие латыши, строившие социализм, после прихода немцев быстро переметнулись на их сторону и выкинули комсомольские значки на свалку, став верными приспешниками фашистов.
Фильм «Насыпь» вызвал бешеную ярость Арвида Пельше. Картину подвергли разгромной критике якобы за сцену изнасилования героини Озолини героем Яковлева, но на самом деле за поднятую режиссером нежелательную тему «прибалтийского коллаборационизма».
После этой ленты Озолиня 10 лет не могла получить ярких ролей. Ее всячески старались задвинуть. Лилите тогда жилось очень туго.
Ревность и верность
- Выход из тупика нашла подруга Озолини, скончавшаяся недавно актриса Регина Разума. Она посоветовала Лилите возобновить отношения с Алоизом Бренчем. Регина уговорила режиссера Яниса Стрейча вставить в фильм «Незаконченный ужин» крохотный эпизод с Озолиней. Расчет сработал: увидев Лилиту, Бренч поверил в рассказ Регины, что у Лилиты начался роман со Стрейчем, и страшно приревновал. Он немедленно позвонил актрисе и предложил ей на выбор любую роль в его новом телесериале «Долгая дорога в дюнах». Правда, кроме роли Марты, которая была предназначена Вие Артмане.
Но Лилита поставила условие: либо она играет Марту, либо предпочитает Стрейча. Бренч вел с ней переговоры пять месяцев, пока сама Артмане не отказалась от роли из-за проблем со здоровьем. Ей необходимо было лечь на операцию по удалению камней в почках. Лилита победила и снова вступила в отношения с Алоизом. Правда, ненадолго.
На съемках «Долгой дороги...» она познакомилась с несравненным Юозасом Киселюсом и влюбилась с первого взгляда. Киселюс потряс актрису своей истинно мужской красотой, характером и человечностью. Фактически в сериале он играл самого себя - настоящего человека с чистым сердцем. Рядом с Юозасом всегда был его лучший друг, настоящий мужчина и прекрасный человек Ромуальдас Раманаукас. Лилите повезло оказаться рядом с двумя такими потрясающими мужчинами.
Общую атмосферу на съемочной площадке портил только Харий Лиепиньш, игравший самого себя эсэсовского мерзавца и негодяя. Зато Лилита прекрасно выглядела рядом с Андрейсом Жагарсом, исполнявшим роль ее сына.
С Жагарсом она поддерживала дружеские отношения до самой смерти актера, ставшего в 90-е директором Латвийской национальной оперы и много сделавшего для сохранения культурного наследия.
А от Киселюса актриса взаимности не добилась. Честный и глубоко порядочный человек свято берег свою семью. По словам его лучшего друга и хранителя памяти о нем Ромуальдаса Раманаускаса, в современной Литве Юозаса Киселюса постарались забыть, так как он «слишком хорошо играл роли красных латышских стрелков».