Начала терять популярность после 30, выбралась из забвения благодаря мужу: актерские и женские испытания Евгении Симоновой
«Учиться мне было очень трудно»
Звезда Евгении Симоновой зажглась в 1970-е. Будущая легенда отечественного кино еще студенткой «Щуки» дебютировала в картине Леонида Быкова «В бой идут одни старики». А затем предложения посыпались как из рога изобилия: «Афоня», «Школьный вальс», «Пропавшая экспедиция», «Обыкновенное чудо». Молодую актрису приняли в труппу Московского академического театра им. Маяковского. Там артистка служит до сих пор.
Тем не менее в своих интервью Евгения Павловна признается:
«У меня даже после окончания училища возникали такие периоды, когда я сомневалась в том, что сделала правильный выбор, учиться мне было очень трудно. Я дико стеснялась и не могла выйти и сделать элементарный этюд. У меня абсолютно отсутствовал какой-то театральный опыт: я никогда не занималась в самодеятельности, ни в каких студиях или в школьных театрах».
На актерское отделение Симонова решила поступать спонтанно. Причем до «Щуки» показывалась в Школе-студии МХАТ и «Щепке». Получила категорический отказ. Актриса до сих пор мысленно благодарит своего педагога — Юрия Васильевича Катина-Ярцева.
Евгения Павловна уверена: «Любой другой (не такой прозорливый) педагог меня просто бы отчислил. Я немного по-дилетантски играла на гитаре и пела разные песни, в том числе, и английские. Все делали упражнения. Катин-Ярцев меня вызывал и говорил: «А теперь Женя нам попоет». И как-то постепенно я освободилась от зажима».
«Для папы была важна свобода и то, что ему хочется делать»
Личное счастье очаровательная Евгения искала довольно долго. На съемках «Пропавшей экспедиции» она страстно влюбилась в талантливого, но чрезвычайно сложного Александра Кайдановского. Вышла замуж, отказалась из-за беременности от роли в «Неоконченной пьесе для механического пианино». Подарила супругу дочь Зою, которая сегодня продолжает актерскую династию.
«Родители прожили вместе семь лет, то расставались, то сходились. Но для папы была важна свобода и то, что ему хочется делать», — рассказывает Зоя Кайдановская. Симонова очень тяжело переживала окончательный разрыв.
Она пыталась что-то построить с другим коллегой — Дмитрием Полонским. Вздыхала: «Не знаю, что и делать. То ли замуж за Димку выходить, он же так безумно красиво поет, то ли нет». Свадьбу все-таки сыграли. Однако разбежались супруги всего через год, детьми обзавестись не успели.
Мучило Симонову и то, что она оказалась заложницей одного амплуа. И так мечтала вырваться из этого плена! «Клеймо» чистой невинной девушки — «ходячей добродетели» — принесло мне всесоюзную известность и какую-то любовь. Это стало некой «рамкой», в которую я попала, и оттуда было очень трудно выбраться, но я всегда знала, что это произойдет!» — отмечает сегодня Евгения Павловна.
«Я не вписалась в новый контекст»
В 1980-е Симонова, наконец, обрела не только большую любовь, но и ни с чем не сравнимое чувство защищенности. Актер Игорь Косталевский представил ее режиссеру Андрею Эшпаю. В то время Эшпай еще был женат на Ларисе Удовиченко.
Это был первый брак режиссера. Отцом в тот раз он так и не стал. Пара развелась без малейшего участия Симоновой — поговаривали, что Андрей отчаянно ревновал Ларису. Расставаясь, Эшпай оставил ей квартиру и ушел налегке.
Андрей и Евгения официально оформили отношения уже после рождения дочери Марии. Она впоследствии окончила Московскую консерваторию, училась в аспирантуре в музыкальной академии в Дании по классу фортепиано.
Симонова и Эшпай вместе пережили 1990-е, такие сложные для всех, а особенно для творческих людей. Евгения Павловна не скрывает:
«Когда мне исполнилось 30 лет, и, казалось бы, уже появился какой-то опыт — человеческий, актёрский, но ещё не наступила старость, в кино уже начался спад. Я не «вписалась» в новый контекст. Хотя я и играла в некоторых фильмах, но вспоминать о них не имеет смысла. После чего, благодаря Андрею Эшпаю, произошло некое возвращение».
Началом нового этапа в своей творческой судьбе Симонова считает роль в сериале Андрея Андреевича «Дети Арбата». Фильм вышел на экраны в 2004-м.
«А потом был фильм-подарок, который Андрей мне сделал на 50-летие «Многоточие». Мы с этим фильмом много ездили», — вспоминает Евгения Павловна.
Актриса не скрывает ни своего возраста, ни того, что в жизни ей пришлось столкнуться с онкологическим заболеванием. У Симоновой трое внуков. Ее творческая судьба на сцене и в кино продолжает складываться вполне удачно.
В театре им. Маяковского артистка занята в пяти репертуарных спектаклях. За плечами Евгении Павловны более 80 работ в кино. На подходе сразу четыре новых фильма с участием артистки. В производстве находятся мелодрамы «Стюардесса» и «Не дождетесь», драма «Просто человек» и очередной сезон детектива «Медиум».