Любимица Этуша и Ланового отказалась от могилы на Новодевичьем
Не так давно в дом к Борисовой пришла беда - от рака умер ее 72-летний единственный сын Александр, в прошлом - крупный госчиновник и дипломат. После трагедии Юлия Константиновна впала в страшную депрессию и практически безвылазно сидит в своей квартире затворницей.
Сегодня расскажу о знаменитостях, переживших самое страшное - смерть собственных детей.
Борисова отмечала, что всем, чего добилась в жизни, обязана своей маме. Именно Серафима Степановна, единственная из всех родственников, посоветовала дочке пойти учиться на актрису. В результате Юлия Константиновна еще в годы войны стала студенткой «Щуки». А в 1947-м, не дожидаясь, пока она получит диплом, ее позвали в Вахтанговский театр, ставший ее судьбой.
Для зачисления в труппу крепенькую девушку с розовыми щеками заставили похудеть. Ради этого Борисова принялась много курить «Беломор», иногда до обморока. Но с тех пор никогда не набирала вес.
Тогда у нее вовсю развивались отношения с бывшим однокурсником Женей Симоновым - сыном знаменитого главрежа вахтанговской сцены Рубена Симонова. Ребята уже подумывали о женитьбе, но однажды судьба преподнесла Юлии встречу с женатым Исаем Спектором, который заведовал фронтовым филиалом ее родного театра и тогда только-только вернулся в мирную Москву.
Когда Исай и Юлия вместе сбежали с новогоднего вечера, разъяренный Симонов-младший закатил невесте дикий скандал и «наградил» ее пощечиной. Но Борисова считала, что поступает правильно. В результате она вышла за Исая замуж и прожила с ним счастливые четверть века. Спектор занимал должности замдиректора и директора-распорядителя театра.
Супруги и их единственный сын Александр жили в достатке. В 60 - 70-е годы Исай Исаакович организовывал гастроли родного коллектива по Франции, Греции и Югославии. За границей его прозвали «импресарио номер один».
Он и сам выходил на сцену. Но только раз в год - в новогодних капустниках, которые мастерски вел с невероятным юмором и иронией. С юности страдающий пороком сердца, Спектор скоропостижно умер в 57 лет в апреле 1974-го. В этот вечер Борисовой пришлось ехать на Арбат - исполнять главную роль в своем фирменном спектакле «Принцесса Турандот».
- Она играла с вуалеткой на лице, а когда партнер Василий Лановой увидел ее почерневшее от горя лицо, его заклинило - шок испытал. И тогда Михаил Ульянов ударил его по спине, мол, продолжаем, - вспоминали коллеги.
После смерти любимого народная артистка закрылась в квартире и несколько дней морила себя голодом. Поклялась до конца хранить верность усопшему супругу. И обещание держит до сих пор. С мужчинами она только дружила - в самый близкий ее круг общения входили партнеры по сцене Василий Лановой и Владимир Этуш.
Светом в окошке для Юлии Константиновны был ее сын. Александр с серебряной медалью окончил английскую школу, получил диплом в МГИМО и поступил на госслужбу. А там постепенно дорос до должностей руководителя департаментов стран Европы и Северной Америки в Министерствах внешних экономических связей, торговли, экономического развития и торговли России.
«Люблю»
В браке с дочерью народного артиста Владимира Дружникова - Натальей у Александра Исаевича родились две дочери - Мария, а потом Дарья. Старшая пошла по стопам отца: окончила МГИМО, работала в МИДе, а сейчас занимается семьей - у нее трое сыновей. Младшая, отучившись в ГИТИСе, уже семь лет работает администратором в родном театре бабушки. И воспитывает дочь Марусю.
Для большой и дружной семьи кончина Александра Борисова стала шоком. Предполагалось, что его похоронят рядом с отцом на суперэлитном Новодевичьем кладбище. Многие были уверены, что Юлия Константиновна загодя приготовила для себя и для сына там могилу.
На месте захоронения Исая Спектора установлен гранитный памятник работы скульптора Георгия Тоидзе, автора знаменитого плаката «Родина-мать зовет!». По постаменту слева стелется каменный театральный занавес, на котором стоит ироничная маска. На памятнике выбиты имя, должности и годы жизни Спектора, ниже справа размещена надпись: «Люблю», а дальше со всеми регалиями приведены имена Борисовой и их наследника. Причем практически таким же по величине шрифтом, как и верхняя надпись.
У посетителей погоста складывалось впечатление, что, когда к директору подхоронят родных, останется дописать на памятнике лишь годы их жизни.
- Как православный человек Юлия Константиновна собиралась похоронить сыном гробом, но на старой территории Новодевичьего это уже давно не практикуется. Разрешают лишь прихоранивать урну с прахом усопшего. А она на это не пошла и похоронила Александра рядом со своей мамой на Даниловском кладбище. К тому же заявила: «Раз так, запрещаю и себя хоронить на Новодевичьем. Придет время - тоже лягу на Даниловском», - рассказал нам человек из окружения народной артистки.
На расспросы, не придется ли менять композицию памятника Исаю Спектору и убирать с него информацию о вдове и сыне, наш собеседник ответил:
- Там же написано слово «Люблю», и фамилии Борисовых можно расценивать как подпись под этим коротким изречением.