Шаляпин свел Пашу Артемьева с Дарьей Поверенновой
Лет пять назад Захар Прилепин даже написал в соцсетях, что, дескать, так и так, стихи Вознесенского не идут с ним по жизни, что нет в них никаких мыслей, а только «декламационность, кульбиты, прыжки и нырки, лишь бы рифмовалось». Захар был прав и не прав.
Кто застал Андрея Андреевича, помнят чувство неловкости, которое охватывало слушателей, когда немолодой, одутловатый, похожий на нижегородского купчика человек вдруг начинал декламировать: «Я тебя очень, мы фразу не кончим». Или с умным видом провозглашал бессмысленное: «Борис Гребенщиков** - Брысь! для гробовщиков».
Вознесенский - человек непростой. В день его похорон выяснилось, что у поэта, казалось бы, не оставившего наследников, есть внебрачная дочь и внуки, о существовании которых он прекрасно знал, но никогда никому не говорил.
Вот и посреди поэтической вульгарщины и рифм ради рифмы находились бриллианты. Пронзительная «Не исчезай», гениальная целиком, без но, «Юнона и Авось» (трогательные строчки про глаза - «безнадежные карие вишни» были написаны про актрису Татьяну Лаврову, с которой поэта связывали особые любовные отношения).
Правда, обо всем этом известно крайне мало.
Связь поколений
Была надежда узнать и побольше. В канун большого праздника Центр Вознесенского пригласил на показ нового фильма «3723 Вознесенский». Зрителей пообещали побаловать эксклюзивом.
На эксклюзив собрались Стас Намин, вдова Микаэла Таривердиева и какие-то граждане важно-бизнесменского вида (что неудивительно: культурный центр содержит на свои деньги пасынок Вознесенского, миллиардер Леонид Богуславский).
Когда замаячила сама вдова поэта, 99-летняя Зоя Богуславская (причем на собственных ногах и в зеленом платье), возникло смутное предчувствие, что, скорее всего, ничего не расскажут.
Предчувствие не обмануло.
В свое время союз Вознесенского и Богуславской понаделал много шума в приличном обществе. Ей - почти сорок, ему - тридцать. Вместе с Зоей тогда еще худенький Андрей выглядел как сын с мамой. К тому же она состояла уже во втором и благополучном браке с ученым Борисом Коганом и вместе они растили общего сына Леонида. Конечно, поступок Богуславской, бросившей перспективного мужа ради молодого поэта, заслуживает внимания. Но сколько можно повторять одно и то же.
Кино получилось про Зою Борисовну и немного про ее мужа. Вдова, бережно хранящая и транслирующая свою версию событий, в который раз рассказывала, как долго он ее добивался, как потом они жили душа в душу, и он умер, греясь о ее живот.
О других музах Вознесенского не говорится ни слова. А вместо родной дочери поэта Арины (от студентки ВГИКа Анны Вронской) показали сына Богуславской. Миллиардер Леонид поведал, что один раз мамин муж ходил с ним на птичий рынок и подарил ему бурундучка, но в целом Андрей Андреевич мало интересовался пасынком, а только собой.
Видимо, чтобы продемонстрировать связь поколений, предоставили слово двум молодым и неизвестным поэтам. Один из них, по имени Родион Прилепин, сказал, что для него Вознесенский - это, прежде всего, знаменитое «ласточки - плавки Бога» (в оригинале у классика было «Чайка - плавки бога»).
Новым материалом, помимо бурундучковых откровений, стали редкие видеозаписи из коллекции Стаса Намина. Зрителям показали, как с Вознесенским обнимается Шэрон Стоун, а Дастин Хоффман сообщает, что АВ - его любимый поэт.
По окончании показа Зоя Богуславская еще раз пересказала все байки, которые мы слышали от нее же в фильме и от нее же до фильма. Пошла бы и по четвертому кругу, чтобы собравшиеся запомнили наверняка, но под предлогом цветодарения ее демикрофонили.
«Я исчезнуть тебе не дам»
Совсем другое впечатление произвела премьера спектакля Романа Шаляпина «Не могу приехать. Цветет миндаль».
Правду сказать, от премьеры, состоявшейся в ДК Зуева, мало что ожидали. Собравшаяся на показах пестрая публика нисколько не походила на ценителей поэзии. Верные, но постаревшие фанатки первой «Фабрики звезд», скорее, жаждали увидеть Пашу Артемьева, заявленного как исполнитель главной роли. Сам Паша, не такой кудрявый, с обозначившимся пузиком, на Вознесенского не походил совсем.
Показы прошли впопыхах, на сырую нитку. Экран, на котором транслировали видеоряд, не открывался. Откуда-то сверху падал неукрепленный реквизит. Безбожно косячил звукорежиссер: то музыка орала, то микрофоны отказывались работать. Зато телефоны верных Пашиных фанаток не подводили. Звонили исправно каждые десять минут, и кто-то из трубки вопрошал на весь ДК: «Света, ты где? Почему не отвечаешь?»
И тем не менее, несмотря на все неприятности, спектакль заворожил и, как сказал бы поэт, «гляделся во все узрюли».
Когда на сцене появилась щуплая фигурка с короткой седой стрижкой и раздался крик: «Джульба, Джульба», - зал вздрогнул и зашептался. Казалось, что в спектакль по Вознесенскому попала сцена из сериала «Зулейха открывает глаза», где бабка Упыриха страшным голосом кличет главную героиню. Но морок быстро прошел, а актриса Роза Хайруллина осталась.
Режиссер доверил ей самое трудное - от лица Андрея-ребенка рассказать историю о собаке по кличке Джульба, которую Вознесенский спас от верной гибели. Мальчишки играли в фашистов, пытали щенка, собирались его повесить, но будущий поэт спас животное. Предложил в обмен самое дорогое, что у него было, - увеличительное стекло. И ей, своей преданной питомице, посвятил свое первое стихотворение.
Повзрослевшего Андрея играл уже Артемьев. Конечно, тягаться в сценическом мастерстве с Хайруллиной он никак не мог. Но - вот сюрприз! - выяснилось, что Паша - отличный чтец. А учитывая, что создатели спектакля сделали акцент именно на текстах Вознесенского - то все получилось органично.
Помимо стихотворений и воспоминаний поэта, в спектакле прозвучало немало песен. Сам Вознесенский не очень выделял лучшее и худшее. Лучшим называл «Миллион алых роз» (которую посвятил еще одной своей возлюбленной - актрисе Людмиле Максаковой) и «Танец на барабане» в исполнении Гнатюка. А про тончайшую «Не исчезай» на музыку Таривердиева коротко сказал: «Не пошла». Именно это, «неполучившееся», не побоялись вытащить на свет божий режиссеры постановки.
Артемьев исполнил песню вместе с Дарьей Поверенновой, сыгравшей роль жены поэта. Звучало не совсем по-таривердиевски, но современно и интересно. «Ведь все равно - даже если исчезну сам, - я исчезнуть тебе не дам», - говорится в тексте. В свое время композиция была главным хитом дуэта Галины Бесединой и Сергея Тараненко, который продюсировал сам Таривердиев. Но, к сожалению, дуэт распался со смертью певца. В 2013-м у страдающего алкоголизмом и игроманией Тараненко, исполняющего «Не исчезай», на сцене случился удар, и вскоре он скончался от инсульта.
Хочется надеяться, что новый дуэт не распадется, а хороший спектакль не умрет.
Пока прошло лишь два показа. В постоянный репертуар постановка не вошла, поэтому дальнейшая ее судьба под вопросом.
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов