Вдова Ланового пообещала испортить карьеру любимцу вдовы Этуша

Вдова Ланового пообещала испортить карьеру любимцу вдовы Этуша
На открытии доски Этушу Купченко расслабленно улыбалась, а Лановой был напряжен
В непростой ситуации оказался 26-летний скульптор Филипп Трушин. «Утешитель вдов», как прозвали его недруги за умение находить язык с супружницами покойных актеров, поцапался с супругой скончавшегося чуть больше двух лет назад Василия Ланового. Ирина Купченко пришла в ужас от мемориальной доски ее мужу, которую соорудил Филипп.

А ведь все так хорошо начиналось. Пиаром и славой Филипп Трушин был обязан Елене Этуш. Именно вдова народного артиста СССР привела парня в мир небожителей прямо с кладбища, где молодой человек прогуливал занятия в Суриковке и заодно зарабатывал свою копеечку, занимаясь изготовлением памятников, в том числе криминальным авторитетам.

Парень производил впечатление. Мускулистый, кучерявый, с окладистой бородой. Доверие он внушал благообразным обликом и рассудительной речью.

Сначала протеже Елены Этуш изготовил мемориальную доску Владимиру Этушу.

- Похож, - заключили присутствующие на открытии актеры и их жены и потопали к Филиппу с просьбами «сделай и нам такую же».

Так за короткое время молодой скульптор, едва закончивший вуз, стал самым супермодным ваятелем в среде звезд. Филипп изготовил мемориальную доску Лужкову, Олегу Далю, выполнил монумент Этушу на кладбище, изваял групповой памятниквахтанговцам.

- Гений! - писали благодарные заказчики. А строгая журналистка Ольга Белан ванговала, что через несколько лет имя парня будет греметь.

Осложняло ситуацию только одно. Профессиональное сообщество в лице преподавателей Суриковки и профессиональных скульпторов плевалось и называло «утешителя вдов» обычной бездарью. Даже диплом об окончании заведения парню пытались не выдать.

Филиппу пришлось приглашать на защиту Елену Этуш в качестве тяжелой артиллерии. Кстати, дипломной работой хитроумный парень выставил ту самую мемориальную доску Владимиру Абрамовичу, чем еще больше раззадорил негодующих преподавателей. Испокон веку выставлять коммерческие работы на защиту считалось моветоном.

Тогда «Экспресс газета» писала, какие страсти разворачивались на защите Трушина.

- Тебе не стыдно втюхивать эту помойку? - прямым текстом интересовался скульптор Андрей Балашов. А ваятель Александр Цигаль, брат вдовца Любови Полищук, и вовсе затопал ногами: мол, уходи, уходи, чтобы духу твоего здесь не было.

В итоге, назвав юношу бездарным лепилкой, втершимся в доверие к одинокой женщине, комиссия натянула Трушину тройку с минусом.

«Филипп
Филипп Трушин и Елена Этуш у мемориальной доски 

Главное слово

Как известно, любит наш народ не все самое хорошее. Маленький пунктик с непризнанием скульптора маститыми мастерами сильно портил медовый поток, льющийся из запрещеннограмов заказчиков. Но Филипп объяснял прессе, что он пострадал  за свой любимый  реализм, который его коллеги презирают. Примерно с такими речами Трушин пришел на передачу «Идея требует защиты» в Фонде культурных инициатив. Ведущие долго пытались выяснить у гения, что означает реализм в его понимании, но внятного ответа так и не получили.

Трушин уверенно говорил, что его доски - это произведения искусства, что, взглянув на его творения, родственники умерших восхищенно говорят: «Как похоже!» и что в итоге главное слово остается за народом. Нравится людям - и это самое главное.

Виньетка ложной сути

Чтобы понять, почему не признают работы молодого дарования, мы обратились к художнику Елене Сарни. Взглянув на творчество Филиппа, Сарни вынесла приговор: то, что делает юноша - это никакой не реализм, а подражание второстепенной эклектике конца XIX века.

- Путаница в том, что в обыденном сознании «реализм» - это похожесть, - объяснила Елена. - Но на самом деле любой художественный образ - это обобщение.

В качестве примера эксперт привела памятник Карлу Марксу работы Льва Кербеля. Вот где реализм с большой буквы - даже если ты забыл, что за человек перед тобой, все равно поймешь замысел автора: это человек-глыба, человек-скала.

Такого обобщения, по мнению художницы, лишены работы нашего героя.

- По сути, он делает посмертные портреты для утилитарных целей, чтобы ублажить родственников, - припечатала художница. - Мода на такой вид деятельности была всегда. В Викторианскую эпоху плели колечки из волос умершего. Потом делали окошечки в гробах. Потом пришел черед посмертных масок и портретов.

- А как же антураж? - поинтересовались мы. - Вот и на мемориальной доске Владимиру Абрамовичу Этушу имеется портал на заднем плане, занавес, детали.

- Не более чем виньетка, - ответила собеседница. - Вместо одного лица можно подставить другое, третье. Что изменится, если на мемориальной доске вместо лица одного актера появится другое?

«Памятник
Памятник народным артистам СССР Этушу, Лановому и Яковлеву у Театра имени Вахтангова 

«Не сошлись в нюансах»

Можно только догадываться, какие соображения двигали Ириной Купченко, когда она не приняла работу Филиппа Трушина. Надо сказать, что охлаждение отношений произошло не сразу. Купченко заприметила молодое дарование еще при жизни Ланового. Вместе с мужем они были на открытии мемориальной доски Владимиру Этушу и очень ее одобрили.

Потом Филипп ваял Василия Семеновича для памятника вахтанговцам. Трио Этуш - Лановой - Яковлев недавно появилось во дворе легендарного театра. И надо сказать, народное мнение, на которое опирается Филипп, оказалось не очень благосклонным. Сходства с оригиналами зритель не оценил.

«Странное ощущение - портретное сходство есть, а композиции нет», «Ужас и позор. Какие-то ожившие мумии в мятых брюках - пиджаки и галстуки», - гласили комментарии в соцсетях.

Но тогда Купченко все понравилось. Может быть, потому, что ее покойному супругу в композиции была уделена центральная роль. А теперь вдруг Ирина Петровна так возмутилась мемориальной доске Лановому, что потребовала назад предоплату и даже, по слухам, грозилась испортить Филиппу карьеру.

Мы позвонили скульптору, чтобы прояснить ситуацию. Трушин отвечал сухо:

- Не сошлись в нюансах. Хотели для Ланового делать доску не из бронзы, а из гранита. Я задумал сделать красивый египетский рельеф, думал, будет графично и скульптурно, но Ирине Петровне эта идея не понравилась.  Я предложил несколько вариантов, но в результате вышло как вышло.

Филипп отметил, что аванс вдове Ланового он вернул и за свое будущее не беспокоится. Работы у юного дарования - завались.

- Меня много раз пытались скушать, не удалось, - похвастался собеседник.

Добавить тут нечего, кроме слов самой Ирины Купченко:

- Если делать вид, что у тебя все отлично, то люди начинают в это верить.