Экс-директора Третьяковки Трегулову уличили во вранье

Неважной она оказалась персоной

Искусствоведы продолжают метать ножи в спину экс-директора Третьяковки Зельфиры Трегуловой. В ее бытность руководителем главного музея национального искусства России учреждение то и дело сотрясали скандалы. То картину Куинджи сопрут, то Репина завандалят, то средь бела дня по галерее ходил туда-сюда мужик в стрингах или девушки в обкаканных трусах.

Когда чаша скандалов переполнилась, Зельфиру Исмаиловну сняли. Вернее, не продлили с ней договор. И тут произошло удивительное. «Хищная тетка с лицом полярной совы» (как образно обрисовал ее один писатель) в одночасье стала иконой «свободомыслия». Теперь Трегулова активно ходит по всевозможным выставкам и раздает интервью, а наш добрый народ сочувствует по поводу ее «несправедливого» увольнения.

Не так давно на тропу войны с Зельфирой вышел известный художник Юрий Аввакумов. А поводом для этого стали заявления скандальной дамы журналу Forbes, где она не просто преувеличила свои заслуги, а, чтобы выглядеть подартаньянистей, умудрилась принизить труды коллег. В ответ живописец в запрещеннограме разоблачил вранье Трегуловой. Написал вещи, которые стеснялись озвучивать в искусствоведческих кругах: что он не нашел у директрисы никаких научных статей, что у Зельфиры не было и нет кураторских способностей и что ее творческий потолок - «играть роль музейного регистратора».

- А как же знаменитая выставка Серова? Разве это не успех? - воскликнут зельфирозащитники.

Но и тут Аввакумов не оставил иллюзий. Заявил, что к этой выставке его оппонентка по большому счету не имеет отношения. Ведь экспозиция полностью создавалась при предыдущем директоре Третьяковки, а Трегулова пришла на готовенькое.

Аввакумов вывел лгунью на чистую воду 

Особенно возмутил Юрия эпизод, в котором Зельфира активно хвасталась своими заслугами по популяризации русского искусства за рубежом. И ради красного словца даже заявила, что вот, дескать, выставка Врубеля в Дюссельдорфе, которая проходила без ее участия в 1995 году, - взяла и провалилась. (Читай: это произошло, потому что показывала ее не Зельфира.)

По словам правдоруба, все было как раз наоборот. Выставку Врубеля (кстати, она прошла не в 1995-м, а в 1997-м) приняли очень хорошо, а Зельфира своим замечанием попросту оклеветала выдающегося немецкого куратора Юргена Хартена, которому «не годится и в подметки».

Неумеренная похвальба Трегуловой привлекла внимание и зарубежных коллег из музея Орсе, который она тоже неосторожно помянула. Чтобы расставание с ней любимой выглядело страшнее и безысходнее, Зельфира Исмаиловна зачем-то сообщила, будто бы она уже договорилась о выставке Врубеля у французов. Но теперь, после ее ухода, по-человечески никто великого живописца не покажет. Потому что никто (кроме нее) не понимает, «как показывать и в какой момент показывать».

Искусствовед Ксения Коробейникова привела в своем телеграм-канале цитату сотрудницы музея Орсе. Та уличает Зельфиру во вранье, отметив, что идея показать Врубеля принадлежала главе Королевских музеев в Брюсселе Мишелю Драге. При этом показ не состоялся: Трегулова выкатила такую цену за прокат картин, что не хватило бы всего бельгийского бюджета.

После публикации Аввакумова фанаты «полярной совы» потребовали художника объясниться. И, видимо, сами об этом пожалели. Юрий вывалил в соцсети красноречивую переписку Зельфиры с иностранными кураторами. Из нее следовало, что директриса за глаза очерняла сотрудников, велась на сплетни и, наоборот, не велась на конструктивную критику.

Заодно Аввакумов привел интересный эпизод из жизни Трегуловой:

-  В далеком прошлом, когда Зельфира бывала у нас дома, когда мы способны были работать вместе, она рассказывала о своем детстве. Отец был кинооператором, снимал Сталина на Потсдамской конференции и, будучи человеком высокого роста, должен был приседать с камерой, чтобы не снимать генералиссимуса сверху. Он приседал, а его дочь теперь важно подпрыгивает, чтобы казаться нам важной персоной. Зря она это делает. Нелепо получается.