Клипмейкер Хлебородов перед смертью в 56 лет выглядел усталым
- Первое воспоминание - 1982 год, 8-й класс. У нас в классе училась девочка, у которой папа был иностранец, они жили в шикарной квартире на Кутузовском, - рассказывал Хлебородов в интервью изданию colta.ru. - Мы у них дома на видеомагнитофоне посмотрели Джеймса Бонда, Moonraker, и там была дописка - лучшие песни Queen. На меня это произвело даже более сильное впечатление, чем Джеймс Бонд. Я тогда и решил стать режиссером.
Первый клип свой клип Михаил снял для Игоря Саруханова. Ролик показали в «Утренней почте».
Отслужив 1987-м в армии, Хлебородов перевелся из Института культуры в ГИТИС на второй курс, где занимались другие парни, создающие музыкальные видео - Игорь Песоцкий, снимавший клипы для группы «ВАН МОО» и Сергей Косач, автор ролика «Бухгалтер» для группы «Комбинация».
Такими же пионерами создания советских, а потом российских видеоклипов были крепко сдружившиеся с Хлебородовым сыновья знаменитых кинорежиссеров Сергея Бондарчука и Эдмонда Кеосаяна - Федор Бондарчук и Тигран Кеосаян. Последний позже уверял, что им приходилось пробиваться наравне с другими талантами из народа. И тогда все они думали только о том, как заработать.
- Федю выгнали из дома, и он жил у меня. У меня были отношения с Наташей Ветлицкой. Ей хотелось клип. У нее были две песни: «Магадан» и «Посмотри в глаза». Вот вторая, решил я, получится лучше. Нашел человека из Саратова - он дал денег. Можно сказать, что я был продюсером и сорежиссером. Сказал Феде: «Давай». - «О, давай», - ответил он. Мне кажется, это был первый Федин клип, - вспоминал те годы Кеосаян.
Хлебородов, кстати, тоже был выходцем из состоятельной и влиятельной столичной семьи.
- Я помню Мишу еще ребенком, - поделился ведущий «Непутевых заметок» на Первом канале Дмитрий Крылов. - Его папа Лев Маркович Фельдман, замдиректора концертного зала «Россия», приводил несколько раз Мишу на работу. Потом, помнится, я снимался в его каком-то новогоднем шоу. Помнил мальчиком, а тут вдруг Мастер, усталый, несуетливый.
Глазами таракана
Хлебородов отмечал, что, на его взгляд, ролики, снятые тогда, в 90-е, по качеству однозначно лучше тех, что снимают нынешние клипмейкеры. Плюс одним из залогов его личного успеха считал абстрактные сюжеты, которые лучше цепляют публику и долго держатся в памяти:
- Например, с «Мумий Троллем»: когда снимали клип «Кот кота», я придумал, что все будет показано глазами таракана - от этого образа все пошло. Сюжет тут как раз не так важен. Сюжетные ролики часто проваливаются в небытие...
За первые работы он получал 50 - 100 рублей. Потом поднял планку до $300.
- Дальше были моменты, когда появилась фирма и были большие рекламные кампании - там были прямо бешеные деньги. «Хопер-Инвест» - отличная компания» - я с нежностью ее вспоминаю, - делился Михаил. - В 1993 году в бизнес пришли киношные директора. Тогда появились фирмы: вот у меня была RED-Video, у Бондарчука - Art Pictures.
Музыкальный критик Олег Кармунин после известия о смерти Хлебородова написал в своем телеграмм-канале «Русский шаффл»:
- Я с ним встретился несколько лет назад во ВГИКе, он произвел на меня впечатление человека, который устал. Очень грустно. Вот отрывок разговора. «Что вы могли себе позволить на гонорары от клипов?» - «Все, что я мог себе позволить, я позволил на самом деле. И большинство денег ушло в образ жизни. Они не материализовались во что-то, что осталось и можно вспомнить». - «Квартиру купили?» - «Я квартиру купил, стал в ней делать ремонт, начался кризис, и для того, чтобы расплатиться с долгами, которые я брал, чтобы купить квартиру, я квартиру продал. Ничего сверхъестественного. Я считаю, что деньги нужны для того, чтобы их тратить. Оглядываясь назад, я ни о чем не жалею. В какой-то момент нужно было вкладывать деньги в другой вид деятельности. Например, Федор Бондарчук - у него как фирма Art Pictures как была, так осталась, сейчас одна из самых больших киношных компаний. У меня, к сожалению, компания закончила свое существование по ряду причин, и дальше я остался просто режиссером. Потом был кризис, мы дальше не знали, что делать. Партнеры меня влекли в другие виды бизнеса. Да, если бы я дальше пошел с ними, там были бы совсем другие деньги. Но я предпочел остаться тем, кто я есть. Режиссером. Все произошло так, как произошло…
Имей в виду
- Хлебородов снял клипы «Розовый фламинго» и «Никто никогда» Алены Свиридовой, «Любочка» «Маши и Медведей», «Лондон, гудбай!» группы «Кар-мэн», «Утекай», «Кот кота» и «Дельфины» «Мумий Тролля», «Делай, как я» Богдана Титомира и многие другие для Игоря Саруханова, Валерии, Дмитрия Маликова, «ДДТ» и Алсу… Был режиссером телефильмов и новогодних огоньков для Первого канала и НТВ, а также снял фильмы «Параграф 78», «Курьер из Рая», сериалы «Опережая выстрел», «Временно недоступен» и «Волшебник».