Позови меня с собой: знаменитости, которые умирая, потянули в могилу и своих супругов
Касаткина даже в смертельном бреду хотела спать с Колосовым
Актриса Людмила Касаткина и режиссер Сергей Колосов прожили в счастливом браке 62 года. Познакомились они вскоре после окончания войны, в 1946-м, будучи студентами ГИТИСа.
Колосов добивался очаровательную Людочку четыре года. И смог отвадить всех ее поклонников, даже на последние копейки покупая для нее гроздь винограда или цветы.
- Он - моя первая любовь, мой первый и единственный на всю жизнь мужчина, - признавалась звезда фильмов «Укротительница тигров» и «Принцессы цирка».
За долгие годы совместной жизни пара ни разу не оказывалась в центре скандалов. Никаких слухов об изменах, ссорах - настоящие попугаи-неразлучники. Актриса и режиссер достойно воспитали сына Алексея, ставшего джазовым композитором. Он подарил родителям двух внучек и уже много лет верен второй жене Светлане.
Когда Колосова-старшего сразил инсульт, вся семья была рядом с ним. Классик советского кино тяжело восстанавливался. На фоне переживаний за мужа у Касаткиной стала резко прогрессировать болезнь Альцгеймера. Сын устроил маму в больницу, где Людмила Ивановна пролежала всего 11 дней после кончины супруга.
- Будучи в полусознательном состоянии, в полубреду мама часто видела папу перед собой, - делился Алексей. - Накануне смерти мама приподнялась на кровати. Взгляд как будто прояснился, лицо помолодело, словно болезнь отступила. Мама четко произнесла: «Сережа, зачем ты раздвинул кровати? Сдвинь воедино!» Потеряла сознание и больше в себя не пришла. А на следующий день ее не стало.
Самойлова подкосило изгнание супруги из театра
Хоть в фильмографии Владимира Самойлова и значится более 100 ролей, зрителям он навсегда запомнился командиром-красноармейцем Назаром Думой из комедии «Свадьба в Малиновке». А ведь актером Самойлов мог и не стать, если бы не его единственная жена Надежда Ляшенко.
В битве за Бреслау (ныне - польский Вроцлав) Самойлов получил контузию и осколок в ногу. Ранение оказалось настолько тяжелым, что речь шла об ампутации. Но чудом обошлось. Правда, всю оставшуюся жизнь актер хромал.
После войны Самойлов вернулся в родную Одессу, где и познакомился с Ляшенко. Она, студентка театрального училища, поставила Владимиру Яковлевичу условие: хочешь стать моим суженым - вставь зубы и приходи к нам учится. Так Самойлов стал и студентом, и мужем. Поначалу Надежда была более востребована в профессии, чем супруг. А когда Владимира Яковлевича принялись активно звать в кино, не ревновала и спокойно занималась воспитанием их общего сына Александра (он тоже стал актером и скончался три года назад).
Все в этой семье шло прекрасно вплоть до 90-х. Как и многие другие актеры, Самойлов тяжело переживал кризис в кино и отсутствие ролей. Выручал лишь Театр им. Маяковского, где артист служил вместе с женой больше 20 лет. И вдруг беды посыпались одна за другой. Сначала на операционном столе умерла маленькая внучка супругов. У самой Надежды Федоровны обнаружили опухоль головного мозга. Врачи сумели ее спасти, и женщина была готова вернуться на сцену. Но тогдашний худрук театра - известный своей жестокостью Андрей Гончаров - не стал продлевать с ней контракт.
- Владимир Яковлевич жутко оскорбился, - вспоминает Игорь Костолевский. - Он ее очень любил: «Надюха, Надюха»… Все время - «моя Надюха». И он ушел. Я считаю, что это огромная ошибка и огромная потеря для театра.
Предательство руководства едва не довело Самойлова до сумасшествия. Но сидеть долго без работы он не мог. Как минимум, требовались деньги на лекарства для жены, стремительно терявшей память после всех несчастий. Актер устроился в Театр им. Гоголя. Через несколько лет, прямо на репетиции, Владимира Яковлевича сразил инсульт. Надежда Федоровна уже настолько плохо ориентировалась в происходящем вокруг, что на похоронах мужа даже не поняла - с кем прощается. А спустя два месяца и сама ушла в мир иной.
Жена «пана Владека» лечила психику спиртным
Роман Ткачук, тот самый «пан Владек» из популярнейшей советской телепередачи «Кабачок «13 стульев»», так обожал свою супругу, что пережил ее всего на несколько часов. Народная молва постоянно женила актера с Зоей Зелинской, игравшей роль властной Терезы. Они ведь и жили по соседству.
На самом деле Ткачук преданно любил лишь свою единственную - театроведа Майю Гнездовскую. Он не отрекся от нее, даже когда у женщины развилось нервное расстройство. Водил ее по психиатрам. А Гнездовская пыталась лечить глубокую депрессию и забывчивость спиртным. Постепенно и непьющий Ткачук стал прикладываться к бутылке. Но никогда не позволял себе срывать съемки или спектакли в родном Театре сатиры.
Сорвался, лишь когда в начале 90-х врачи нашли у жены рак. Майя буквально жила на операционных столах. А Роман Денисович дни и ночи проводил неподалеку от нее, в больничных коридорах.
На этом фоне у нее все меньше оставалось работы. В самый критический момент тогдашний худрук театра Валентин Плучек снял актера с главной роли в знаменитом аншлаговом спектакле «Самоубийца». Мол, Ткачук уже староват и пора его заменить на кого-то помоложе. Финансовой помощи артисту ждать было неоткуда. Их с Гнездовской взрослый сын давно обосновался в США. Тогда-то алкоголь и превратился в последнее утешение Ткачука.
- Около нашего дома в районе проспекта Мира было две лавки, - рассказывает Зелинская. - Я как-то подъезжаю и вижу: на лавке сидит Роман. Я подхожу к нему и говорю: «Ром, что?» - «Зоя, плохо, очень плохо», - отвечал он. Домой его совсем не тянуло. Жена - в больнице, сын Никита и любимая внучка - в Америке. Работы нет. Рома не раз мне говорил, что если Майя умрет, то он тоже жить не будет.
На Новый 1994-й год Гнездовскую отпустили домой на праздники. Врачи предполагали, что в палату она не вернется - рак оказался непобедимым. Так и случилось: 9 января Майя скончалась на руках мужа. Через несколько часов соседка обнаружила мертвым и Ткачука. Что стало причиной смерти артиста - до сих пор загадка. Есть версия, что он покончил с собой.
После кончины ее Петеньки Булгакова перестала цепляться за мир
На счету Майи Булгаковой аж 170 ролей в кино. Но главные можно пересчитать по пальцам. Актриса всегда мечтала изобразить на экране великую любовь. А режиссеры давали ей лишь роли одиноких и несчастных женщин.
Возможно, дело во внешности: Булгакова никогда не считалась классической красавицей, эффектной героиней мелодрамы, сводящей мужчин с ума. Хотя в жизни сильный пол укладывался перед Майей штабелями. Еще во время учебы во ВГИКе актриса выскочила замуж за оператора Анатолия Ниточкина. Подарила ему дочь Зинаиду. Во втором браке с режиссером Алексеем Габриловичем у Майи родилась дочка Мария. Правда, новоиспеченный отец почему-то решил, что ребенок не его.
В то же время за замужней Булгаковой ухаживал Александр Сурин, сын директора «Мосфильма». Сурин умолял Майю развестись, даже угрожал застрелиться. В итоге артистка сдалась. Прожив несколько лет вместе, Булгакова упорхнула обратно к Габриловичу, который наконец признал дочку. Неизвестно, сколько бы еще существовал этот любовный треугольник, если бы от актрисы не потерял голову англичанин Ричард Коллинз, учившийся балетному мастерству у великого Григоровича. Будучи на 13 лет моложе актрисы, он привез из Лондона родных знакомиться с невестой. Обещал Майе роскошную жизнь в Англии. И даже после ее отказа, уже женившись на родине на графине, долгие годы писал ей нежные письма. А Булгакова свою самую большую любовь обрела в лице австрийца Петера Добиаса, или, как она его называла, Петеньки.
Ради актрисы предприниматель бросил семью и переехал в СССР. Когда они поженились, ему был 41 год, а ей - 46. Благодаря Петеру Майя получила австрийское гражданство. Он носил ее на руках, любил «на разрыв аорты». Принял как родных ее дочек.
Пережить смерть любимого Булгакова не смогла. Петер скончался летом 1994-го от сердечного приступа: сидел дома в кресле и внезапно умер. Три месяца артистка писала письма покойному супругу, с которым была счастлива почти 20 лет:
- «22 дня тебя нет. А я все жду, когда ты откроешь дверь и снова поцелуешь меня в лоб…» «Петя, мой дорогой, любимый, ты для меня не умер. Просто ты уехал, мы расстались, но я с тобой…» «23 дня тебя нет. Очень скучаю. Болит все - сердце, душа…»
А потом случилась страшная авария. Вместе с подругой и соседкой - актрисой Любовью Соколовой - Майя Григорьевна поехала на благотворительный концерт. Поймали попутку, Булгакова села за водителем. Вдруг таксист отвлекся и на полном ходу врезался в железный столб рекламного щита. Водитель погиб на месте, Соколову спасли врачи (после ДТП артистка прожила еще семь лет), а Булгакова скончалась через шесть дней, не приходя в сознание.
- Просто она не цеплялась за этот мир, находясь в коме, - вздыхает ее дочь, адвокат Мария Габрилович. - Смысл жизни пропал: дети выросли, в работе в 90-е была пустота, любимого человека больше нет…
Главная любовь долгожителя Зельдина
Владимир Зельдин не раз оказывался на волосок от смерти. Но сильный организм актера, родившегося еще при Николае II и слышавшего живьем Владимира Маяковского, не давался старухе с косой до 101 года.
В 80 лет Зельдин перенес обширный инфаркт и уже через четыре месяца бодрячком приплясывал на сцене. А отметив 100-летний юбилей, народный артист сломал шейку бедра и тоже смог оправиться и вернуться в Театр Армии, где прослужил 70 лет.
Патриарх играл до последнего и попал в «Книгу рекордов России» как старейший действующий театральный актер. Рядом всегда была жена - журналист, работавшая в Бюро пропаганды киноискусства, Иветта Капралова. С ней Зельдин расписался, когда ему стукнуло 50. Иветте тогда было 30. Детей пара завести не смогла. Говорят, у Капраловой наблюдались проблемы по женской части. А единственный ребенок Зельдина от первой гражданской жены Людмилы Мартыновой умер от пневмонии в полуторагодовалом возрасте. Так что Владимир Михайлович и Иветта Евгеньевна были друг у друга одни.
Когда в 2016-м в 101 год не стало Зельдина (причина - полиорганная недостаточность, отказ легких), угасла и Капралова. Без любимого ее сердце продолжало биться лишь три месяца…
Иошпе и Рахимов не могли друг без друга
Прожив душа в душу 60 лет, супруги и участники популярного в 70-е музыкального дуэта Алла Иошпе и Стахан Рахимов умерли друг за другом. Она - 30 января 2021-го, он - спустя 40 дней.
Познакомились они на конкурсе студенческой самодеятельности. Иошпе пела от МГУ, где училась на психфаке, а Рахимов, осваивающий профессию инженера-электрика, выступал за МЭИ. С тех пор не расставались. Хотя Алла в то время была замужем за братом целителя Аллана Чумака - Владимиром. И только-только родила от него дочь Таню. Стахан тоже имел семью: с супругой Наташей воспитывал дочь Лолу. Но при первой же встрече с Иошпе специально снял обручальное кольцо и несколько месяцев скрывал от возлюбленной свой статус.
- У Стахана была очень хорошая жена, - рассказывала много лет спустя Алла Яковлевна. - Она умерла недавно от онкологии. Я все сделала, чтобы мы дружили. Наши дочки общались. Но Наташа меня не приняла. Мы приезжали в дом Лолочки, когда у нас был концерт в Симферополе. И я очень хотела, чтобы Наташа на него пришла, но она так и не простила…
А вот муж Иошпе отпустил ее легко. На прощание сказала: «Ты уходи, а я подожду, когда вернешься. Он не твой человек, я вижу, что вы не пара». Так считали и родители Аллы: мол, еврейке с узбеком нечего делать рядом.
Стахана от этого союза тоже отговаривали: «Зачем тебе женщина-инвалид?!» В 10 лет Алла поранила ногу. Из-за попавшей в организм инфекции начался сепсис. Ампутации чудом удалось избежать, но Аллочка еще долго не могла ходить. Мама сажала ее на стульчике посреди двора, чтобы дочь хоть немного могла побыть с другими детьми. Вымаливала каждую ампулу редкого по тем временам пенициллина в Минздраве…
Когда дуэт оказался на пике славы со шлягерами «Журавли», «Ночка луговая», «Алеша», «До свидания, мальчики», зрители обратили внимание, что Алле тяжело стоять и она всегда опиралась на мужа. Иной раз и вовсе сидела на сцене. За что, кстати, ее недолюбливала Эдита Пьеха, презрительно фыркая: «Разве так можно?»
В 1979-м проблемы с ногой обострились. Советские врачи развели руками. Зато клиника в Израиле предложила помощь. Лечение заняло бы не менее полугода - именно на такой период Иошпе и Рахимов просили их выпустить из страны. Супруги обили пороги всех кабинетов начальников. Однако их не только не выпустили, но и обвинили в непатриотизме. И закрыли музыкантам проторенную дорожку на сцену, перестали показывать по ТВ.
В годы опалы отдушиной Иошпе и Рахимова стали домашние концерты. Плюс торговали колготками, которые Алле присылали знакомые из Биробиджана, а Стахан развозил упаковки с соками по магазинам. Иногда деньгами выручали друзья, например Савелий Крамаров, Алла Балтер и Эммануил Виторган. Чтобы продержаться, артисты распродавали личные вещи и мебель. Одно время спали на составленных вместе книжных полках.
После развала СССР дела пары потихоньку стали налаживаться. Они выступали почти до последнего.