Александр Митта: «Страшно ругался матом, когда снимал эротическую сцену с Яковлевой и Филатовым»
Сегодня, 28 марта, Александр Митта отмечает круглую дату. Ему исполнилось 90 лет. «ЭГ» публикует интервью нашего обозревателя Анжелики Заозерской с Александрой Миттой:
— Александр Наумович, как будете отмечать юбилей?
— Соберусь с семьей, внуками, никого больше звать не буду. У меня сейчас такой возраст, который нужно прятать, а не праздновать.
— Ваш сын Евгений Митта выступает в качестве художника в театре и в кино. Бываете на его премьерах?
— Стараюсь, но с возрастом возникают проблемы. На премьере «Дюма» в «Современнике» не был — делали сложную операцию. Женя талантливый художник. Я ведь и сам хорошо рисовал и мечтал быть художником. Рад за сына. И рад за жену, у которой выходят книги с ее иллюстрациями. В советское время книги Лилии Майоровой выходили тысячными тиражами во многих странах мира, но сегодня другое время, когда люди мало читают и мало интересуются литературой. Но жена продолжает работать — рисует картины, занимается иллюстрациями.
— Как вы познакомились с Лилией?
— В издательстве «Малыш», где Лиля работала художником, а я был автором. Она была замужем за корреспондентом, и я ее увел у вашего брата.
— Вы — создатель фильмов: «Друг мой, Колька», «Гори, гори, моя звезда», «Точка, точка, запятая», «Экипаж» и других. Какая из них самая любимая?
— Самая первая картина «Друг мой, Колька» — самая любимая. На втором месте вторая — «Без страха и упрека». Самая нелюбимая последняя «Шагал — Малевич». Я люблю ранние картины, потому что тогда был очень счастлив. Учился у Михаила Ромма вместе с Андреем Тарковским, Василием Шукшиным и другими очень талантливыми режиссерами. У нас было братство. Сегодня в кинематографе нет дружбы, солидарности и любви друг к другу. Страшная зависть и отсюда — бездарность.
— Говорят, что на площадке вы бываете суровым, можете и матом хорошенько приложить?
— Кино — моя жизнь, моя семья, а самые страшные ссоры и лютая ругань возникают между близкими людьми. Но если люди по-настоящему близки, они не расходятся, а продолжают жить вместе и ругаться. Вот так и я продолжаю жить в этой семье, выполняя роль режиссера, сценариста, продюсера, актера. Ругань помогает освободиться от того, что не дает тебе спокойно работать. Я так долго живу, потому что мгновенно освобождаюсь от негатива... Мои близкие друзья, среди которых был Володя Высоцкий, сдерживали себя и...
— Расскажите об эротической сцене в фильме «Экипаж»? По иронии судьбы, благодаря ей вы навсегда останетесь в истории?
— Снимать постельные сцены, голых артистов мне было неинтересно. Тогда я сильно ругался матом, потому что Филатов не хотел сниматься даже в футболке. По большому счету, пресса раздула эту сцену с обнаженной Александрой Яковлевой и спрятанным в одеяло Леонидом Филатовым. Просто такое было впервые на экране. Но много чего сделал в кино в первый раз, и куда более значительного, чем снял Яковлеву с голой грудью. Например, я впервые снял фильм-социальную метафору, первый раз — историю о детской любви, первый раз снял фильм, который стал апокрифом российского авангарда, - «Гори, гори, моя звезда». Первый раз снял фильм, где идеи Станиславского соединились с идеями Эйзенштейна. Делаю то, что мне интересно, и часто это происходит впервые. Фильм «Экипаж» окрестили фильмом-катастрофой, а на самом деле это соединение четырех жанров — бытового фильма, мелодрамы, лирической комедии и сказки, попавшей в жанр катастрофы.
— В чем достижение сериала «Граница. Таежный роман»? Для вас?
— «Таежный роман» — это первый кинороман и первый сериал. Он так и остался одним из немногих кинороманов в нашем кино. Наступила эпоха кинороманов, и я в нашей стране был первопроходцем. Продолжением сериала «Граница» стала «Бригада», и его создатели говорили мне, что учились у моего фильма, использовали мои наработки.
— Ваше отношение к фильму «Бригада»?
— Я — не сторонник пропаганды бандитизма, а в «Бригаде» это было, но фильм с отличными актерскими работами, и это факт. Настоящий мастер тот, кто умеет устанавливать стрелки часов, по которым идет отчет времени, а просто показывать действительность, — это работа ремесленника. Я — Мастер...
— Интересно ваше мнение о 90-х и начале 2000?
— Из-за сумасшедших денег нашу страну превращали в сырьевой придаток мировому хозяйству. Страна была полностью изношена и загублена. Гибла от наркоты, пьянства, обреченности, несправедливости.
У кого много денег, те считали, да и считают, что все в порядке и жизнь удалась. А у кого мало денег, жалуются... Все упирается сегодня в бабло. И в кино тоже. Поэтому и трахают друг друга. Режиссеры — актрис, сценаристы — своих персонажей, продюсеры — режиссеров... Замкнутый круг.
— Если бы начать жизнь сначала, стали бы кинорежиссером?
— Я мечтал стать художником и если бы начать все сначала, стал бы им.