Александр Митта: «Страшно ругался матом, когда снимал эротическую сцену с Яковлевой и Филатовым»

Осложнения во все органы: у знаменитого режиссера обнаружили рак
Александр Митта
Александр Митта по праву считается самым смелым и рисковым режиссером СССР и новой России. Снял первый фильм-катастрофу «Экипаж», первый показал на большом экране сексуальную сцену с голой грудью актрисы Александры Яковлевой, первый создал авторскую киношколу, где обучают режиссеров, сценаристов, драматургов.

Сегодня, 28 марта, Александр Митта отмечает круглую дату. Ему исполнилось 90 лет. «ЭГ» публикует интервью нашего обозревателя Анжелики Заозерской с Александрой Миттой:

— Александр Наумович, как будете отмечать юбилей?

— Соберусь с семьей, внуками, никого больше звать не буду. У меня сейчас такой возраст, который нужно прятать, а не праздновать.

— Ваш сын Евгений Митта выступает в качестве художника в театре и в кино. Бываете на его премьерах?

— Стараюсь, но с возрастом возникают проблемы. На премьере «Дюма» в «Современнике» не был — делали сложную операцию. Женя талантливый художник. Я ведь и сам хорошо рисовал и мечтал быть художником. Рад за сына. И рад за жену, у которой выходят книги с ее иллюстрациями. В советское время книги Лилии Майоровой выходили тысячными тиражами во многих странах мира, но сегодня другое время, когда люди мало читают и мало интересуются литературой. Но жена продолжает работать — рисует картины, занимается иллюстрациями.

— Как вы познакомились с Лилией?

— В издательстве «Малыш», где Лиля работала художником, а я был автором. Она была замужем за корреспондентом, и я ее увел у вашего брата.

«Александр
Александр Митта с женой Лилией 

— Вы — создатель фильмов: «Друг мой, Колька», «Гори, гори, моя звезда», «Точка, точка, запятая», «Экипаж» и других. Какая из них самая любимая?

— Самая первая картина «Друг мой, Колька» — самая любимая. На втором месте вторая — «Без страха и упрека». Самая нелюбимая последняя «Шагал — Малевич». Я люблю ранние картины, потому что тогда был очень счастлив. Учился у Михаила Ромма вместе с Андреем Тарковским, Василием Шукшиным и другими очень талантливыми режиссерами. У нас было братство. Сегодня в кинематографе нет дружбы, солидарности и любви друг к другу. Страшная зависть и отсюда — бездарность.

— Говорят, что на площадке вы бываете суровым, можете и матом хорошенько приложить?

— Кино — моя жизнь, моя семья, а самые страшные ссоры и лютая ругань возникают между близкими людьми. Но если люди по-настоящему близки, они не расходятся, а продолжают жить вместе и ругаться. Вот так и я продолжаю жить в этой семье, выполняя роль режиссера, сценариста, продюсера, актера. Ругань помогает освободиться от того, что не дает тебе спокойно работать. Я так долго живу, потому что мгновенно освобождаюсь от негатива... Мои близкие друзья, среди которых был Володя Высоцкий, сдерживали себя и...

— Расскажите об эротической сцене в фильме «Экипаж»? По иронии судьбы, благодаря ей вы навсегда останетесь в истории?

— Снимать постельные сцены, голых артистов мне было неинтересно. Тогда я сильно ругался матом, потому что Филатов не хотел сниматься даже в футболке. По большому счету, пресса раздула эту сцену с обнаженной Александрой Яковлевой и спрятанным в одеяло Леонидом Филатовым. Просто такое было впервые на экране. Но много чего сделал в кино в первый раз, и куда более значительного, чем снял Яковлеву с голой грудью. Например, я впервые снял фильм-социальную метафору, первый раз — историю о детской любви, первый раз снял фильм, который стал апокрифом российского авангарда, - «Гори, гори, моя звезда». Первый раз снял фильм, где идеи Станиславского соединились с идеями Эйзенштейна. Делаю то, что мне интересно, и часто это происходит впервые. Фильм «Экипаж» окрестили фильмом-катастрофой, а на самом деле это соединение четырех жанров — бытового фильма, мелодрамы, лирической комедии и сказки, попавшей в жанр катастрофы.

Сцена из фильма «Экипаж»
Сцена из фильма «Экипаж» 

— В чем достижение сериала «Граница. Таежный роман»? Для вас?

— «Таежный роман» — это первый кинороман и первый сериал. Он так и остался одним из немногих кинороманов в нашем кино. Наступила эпоха кинороманов, и я в нашей стране был первопроходцем. Продолжением сериала «Граница» стала «Бригада», и его создатели говорили мне, что учились у моего фильма, использовали мои наработки.

— Ваше отношение к фильму «Бригада»?

— Я — не сторонник пропаганды бандитизма, а в «Бригаде» это было, но фильм с отличными актерскими работами, и это факт. Настоящий мастер тот, кто умеет устанавливать стрелки часов, по которым идет отчет времени, а просто показывать действительность, — это работа ремесленника. Я — Мастер...

— Интересно ваше мнение о 90-х и начале 2000?

— Из-за сумасшедших денег нашу страну превращали в сырьевой придаток мировому хозяйству. Страна была полностью изношена и загублена. Гибла от наркоты, пьянства, обреченности, несправедливости.

«Александр
Александр Митта 

У кого много денег, те считали, да и считают, что все в порядке и жизнь удалась. А у кого мало денег, жалуются... Все упирается сегодня в бабло. И в кино тоже. Поэтому и трахают друг друга. Режиссеры — актрис, сценаристы — своих персонажей, продюсеры — режиссеров... Замкнутый круг.

— Если бы начать жизнь сначала, стали бы кинорежиссером?

— Я мечтал стать художником и если бы начать все сначала, стал бы им.