От картины «Праведник» Сергея Урсуляка ничего сверхъестественного не ожидалось. Наличие вездесущей Чулпан Хаматовой подсказывало: покажут очередную антисоветчину. Тема косвенным образом подтверждала эту мысль. В основе фильма - история про то, как в годы Великой Отечественной войны советский офицер Николай Киселев вывел из белорусской зоны фашистской оккупации 218 евреев.
На премьеру пригласили всю мишпуху во главе с президентом Федерации еврейских общин России Александром Бородой. Мишпуха была в восторге. Жена продюсера Иосифа Пригожина, певица Валерия, строчила в соцсети прописными буквами, как это прекрасно. Актер Сергей Маковецкий то ли хвалил, то ли угрожал:
- Если у вас есть хотя бы немножко ферментов в душе, вы не останетесь равнодушным.
Примерно то же самое приходилось слышать на премьере фильма «Собибор» Константина Хабенского. Тогда он прямо-таки усиленно заявлял, что кому не понравится - у того нет сердца. И выяснилось, что многие у нас бессердечные. Ну и неудивительно, учитывая, что режиссеры фильмов о страданиях еврейского народа зачастую придерживаются позиции, что тема извиняет качество.
Однако кино Урсуляка приятно удивило. Режиссеру, как ни странно, удалось снять фильм для всех. Два часа экранного времени зритель не только сопереживает, плачет и сочувствует людям, но и смеется. Причем, любой зритель, вне зависимости от национальности.
Не турецкий гамбит
Несмотря на реальную подоснову, Урсуляк снял скорее сказку. История Николая Киселева - это история колобка, который не просто счастливо ушел от волка и от лисы, но еще увел через темный лес лакомую для сил зла добычу. Причем, согласно логике кино, подвиг советского офицера был совсем не по любви.
- Я к евреям нормально отношусь, просто не люблю, - замечает один из героев.
То же могут сказать и евреи. Всем им есть за что не любить советскую власть. Она забрала лавки, работу, запретила религию. Есть ощущение, что и особой разницы между фашистской и советской властью евреи вообще не видят. Пока партизаны громят гитлеровские белорусские гетто, освобожденные евреи не особенно радуются. И стремятся куда-то убежать.
- А куда мы пойдем? - резонно вопрошает герой Сергея Маковецкого, раввин Янкель.
В итоге идут за партизанами, как остатки Федорина горя. Со скрипками, корытами, домашним скарбом и даже целой религиозной ячейкой.
И вот уже евреи, прилипшие к арьергарду как банный лист, угрожают существованию самого партизанского отряда. А посему командование отдает приказ вывести народ из зоны оккупации.
Выбор падает на молодого командира, бывшего бухгалтера Николая (Александр Яценко). Киселев хорошо играет в шахматы и просчитывает все на четыре хода. Ему ли не понимать, что попытка вывести евреев - это гамбит: жертвуем фигурой ради выигрыша. И какой фигурой - на заклание отдается сотня жизней. Расчет прост: пока немцы отвлекаются на евреев, партизанский отряд продвигается дальше. Шансов у евреев, само собой, нет. А недоверия друг к другу - навалом.
И в этом месте начинается сказка.
- Давайте выйдем, а там разберемся, - логично говорит Киселев. И ему почему-то верят.
- Я не искал похожего артиста. Я искал камертон правды, - объяснял режиссер.
Александр Яценко, уже исполнявший главную роль в сериале «Ненастье» Урсуляка, безусловно, стал попаданием в точку. Наряду с выходцами из гетто, которых нужно вывести вопреки здравому смыслу, Киселеву верит и зритель, безоговорочно следуя за ним в это сомнительное путешествие.
«Папа устал»
Клюквы в фильме достаточно, и воспринимать его как документальную историю нельзя. Трудно чем-то объяснить удивительный расслабон еврейского населения. Они устраивают скандал из-за нежелания брать свиную тушенку. Рискуя быть замеченными, совершают обряды и распевают религиозные гимны на весь лес. Драться, тем более убивать немцев, категорически не могут.
Николай Киселев становится им и мамкой, и нянькой, и военруком, и образцом справедливости. Он уговаривает упрямый народ есть свинину. Следит за моральным обликом своих солдат. И самоотверженно борется за жизнь каждого участника похода.
Когда отчаявшийся отец готов утопить вечно плачущего ребенка, Киселев спасает чадо со словами «папа хороший, просто устал». Когда мальчику с ранениями требуется сахар для оказания первой помощи, Киселев умудряется добыть в лесу дорогой продукт. А еще учит евреев стрелять и совершать подвиги. И даже устраивает свадьбу по еврейскому обычаю. Да не просто устраивает. Он договаривается, что воспылавшему страстью солдату из Тагила не будут делать обрезание в лесу.
- У нас из дезинфицирующих средств только муравейник, - объясняет Николай строптивой еврейской девушке.
Такая комплементарная точка зрения по отношению к русскому командиру не могла бы понравиться другой стороне. Однако создатели хитроумно усидели на двух стульях, представив в фильме две точки видения. Одну, сказочную, с русским героем. Вторую, более реалистичную, с еврейским.
Моше Таль в исполнении звезды сериала «Монастырь» Марка Эдельштейна спасается от немцев всю первую часть фильма. Он примкнул к отряду не от хорошей жизни и, защищая сестру, совершает подвиги не меньше, а то и больше Киселева.
Временные пространства
Действие «Праведника» происходит в нескольких временных пространствах. В 2005 году Николаю Киселеву было присвоено звание Праведник народов мира. Но назовут ли его праведником - зависит от единственного на тот момент оставшегося в живых участника похода. Однако по какой-то причине Моше Таль совсем не спешит молвить словечко за такого хорошего русского командира.
Кто-то усмотрит в происходящем еврейскую жадность. Ну а кому-то покажется иначе.
Однозначно - посмотреть фильм стоит. Благо Чулпан Хаматовой в мелкокудрявом парике там совсем мало. Зато другие хорошие актеры представлены в изобилии.
Невозможно забыть сцену с еврейской матерью Нехамой (Наталья Савченко) и двумя ее сыновьями, которых мать отдает Киселеву добровольцами. Прекрасен Евгений Ткачук, сыгравший того самого урку из Тагила, воспылавшего любовью к еврейской девушке, роль которой исполнила Маша, внучка Валерия Золотухина.
Что и говорить, если хорошо, то хорошо.
Источник фото: Борис Кудрявов,© Anatoly Lomokhov/Globallookpress.com