Раймонд Паулс: «Играл, пил, по утрам страдал похмельем»
У Паулса много друзей, авторитет, прекрасная семья. Но в начале карьеры у музыканта были серьезные проблемы с алкоголем и дисциплиной, о которых он сам рассказал в автобиографической книге «Мелодии в ритме жизни». Сегодня издание 1988 года стало раритетом.
«ЭГ» публикует признания из книги Раймонда Паулса. Маэстро это сделал для того, чтобы на его ошибках учились другие.
"Моя игра нравилась посетителям. И заказы на сольные исполнения то одной, то другой пьесы сыпались на меня, как из рога изобилия. А в благодарность за игру – рюмка от благосклонного, «чуткого» клиента. Протянул руку, опрокинул, встряхнулся и шпарь дальше: «Хоть бы закусь заодно прислал, сволочь», - так начал свой рассказ о пьяных загулах композитор.
Маэстро признался, что в какой-то момент такое существование стало для него привычным. Незаметно жизнь покатилась под откос. "И ведь я к такой жизни привык, затянуло. Играл, пил, пропускал занятия в консерватории, по утрам страдал похмельем, «поправлял» голову, а по вечерам снова пил. Я превратился в молодого повесу – из пай-мальчика. Пугал родителей своими вечерними похождениями, о которых они тоже прослышали", - признался Паулс.
От зеленого змия музыканта спасла встреча с русской девушкой Светланой. В своей книге Паулс заострил внимание на ее национальности:
"Особенно памятной оказалось для меня поездка в Одессу. Там я познакомился с русской девушкой Светланой, которая сначала отважилась приехать по моему приглашению на экскурсию в Ригу, а потом и связать свою жизнь с тем трудным, не поддающимся никакому влиянию пианистом-джазменом, взвалив на себя огромную часть забот и проблем".
Раймонд Паулс не скрывает, что Светлане пришлось нелегко. В то время его буквально «вышибли» из филармонии за пьянство. Тем не менее, ради Светланы влюбленный пианист стал пациентом наркологических клиник, о чем откровенно признался в своей книге:
"Сработало увиденное в клинике. Опустившиеся, безвольные, с трясущимися руками. Эти несчастные, побитые, а иногда и тоже спивающиеся жены. Кошмар! И этот кошмар преследовал меня. Когда врач после лечения сказал мне: «Иди домой», я стремглав помчался из больницы к троллейбусу".
В итоге с августа 1963 года Раймонд Паулс не употребляет алкоголь. Совсем. И это при том, что, по его же словам, был «отпетым пьяницей».
В своей книге, впрочем, Паулс говорит не только о себе. С большой теплотой он вспоминает о Валентине Легкоступовой. Тогда маэстро не мог предвидеть, что молодая певица станет жертвой алкоголизма и умрет в 54 года:
"Почему я обратил внимание на Легкоступову? Во-первых, потому, что еще в Юрмале спорил с членами жюри насчет ее потенциальных вокальных данных и обещал, что она способная исполнительница. И оказался прав. На мой взгляд, с таким набором достоинств можно претендовать на ведущие роли в эстраде".