Сурикова о смерти Рязанцевой: «Красивая, талантливая, беззащитная, она попала в лапы жуликов»

Алла Сурикова

10 января появилась информация о смерти сценариста культовых фильмов «Крылья», «Долгие проводы», «Чужие письма», «Голос» Натальи Рязанцевой. Новость стала потрясением для многих знаменитостей.

Она была музой, женой двух великих художников ХХ века – сценариста, поэта, режиссера Геннадия Шпаликова и режиссера Ильи Авербаха. По природной аристократической скромности Наталья Рязанцева находилась в тени режиссеров, которые по ее сценариям создавали шедевры; актеров, которых открывала и продвигала; учеников, которые теперь оплакивают мастера, и, разумеется, мужей.

Разумеется, потому что Наталья Рязанцева из той плеяды русской интеллигенции, где любое выпячивание себя считалось моветоном. По причине его чрезмерного высокомерия даже к Андрею Тарковскому Рязанцева относилась прохладно. Она не боялась называть вещи своими именами, давать объективные характеристики личностей, фильмов еще и потому, что терять ей было нечего.

Первый муж Геннадий Шпаликов (их брак был недолгим, но они остались друзьями навеки) умер в 37 лет, второй муж Илья Авербах скончался в 51 год от тяжелой болезни, так и не успев осуществить свою мечту – экранизировать «Белую гвардию» Михаила Булгакова. Мастерскую во ВГИКе, которую Наталья Рязанцева вела много лет, у нее никто бы не отнял ни при каких обстоятельствах. Она была носителем тех знаний ВГИКа, которым славится этот вуз во всем мире. Последней из могикан.

Наталья Борисовна иронично относилась к памятнику у здания ВГИКа – Шукшину, Тарковскому и Шпаликову, но никому не навязывала своего мнения. Однажды она сказала:

- У Гены был прелестный юмор, и он бы  применил его по отношению к своему бюсту.

С Шпаликовым Рязанцева рассталась якобы из-за его увлечения алкоголем. Сама Наталья Борисовна была не из тех, кто опускается на дно жизни ради творчества. Кстати, она терпеть не могла мат ни в жизни, ни в творчестве. Впрочем, Рязанцева никогда не объясняла своего ухода от Шпаликова. Его фотография стояла под стеклом ее секретера рядом с фотографией Ильи Авербаха. Только от Шпаликова она себя отрезала, а от Авербаха – нет. На вопрос журналиста Солодникова: «Почему фото со Шпаликовым обрывается?», Наталья Борисовна ответила:

- Я себе там не нравилась, и поэтому обрезала. У Гены было много хороших фотографий, и эта – очень хорошая. Гена был особенным, уникальным персонажем.

С Геннадием Шпаликовым Марлен Хуциев создавал свой шедевр «Мне 20 лет», где в качестве актрисы выступила Наталья Рязанцева.

- Нашу сцену с танцем Марлен снимал 21 день. Он долго снимал, но безупречно. Постоянно ссорился с Геной, который никогда ничего не делал вовремя, - объяснила впоследствии Наталья Борисовна.

В этой картине все видели, какая красивая у Геннадия Шпаликова жена. В те годы красивыми были не только актрисы, но и режиссеры, и сценаристы. Наталья Рязанцева оставалась красивой и в 84 года.

Алла Сурикова 

Режиссер Алла Сурикова написала о ней в день известия о ее смерти:

- Недавно думала о ней -давно не видела на курсах. Она была красивая. Она красивая была. И даже курила красиво. Талантливая. Доброжелательная. Внимательная. Умела слышать. Умела помогать студентам.  У нас с нею была одна «фантастическая» поездка на т.н. Фестиваль в маленький украинский город в далеком 90-каком-то году…   Наташа интеллигентная, беззащитная… попала (впрочем, мы все тогда попали) в лапы жуликов… Может быть, когда-нибудь напишу…

Рената Литвинова 

Актриса, режиссер, сценарист Рената Литвинова тоже откликнулась на смерть коллеги:

- Умерла замечательный кинодраматург Наталья Рязанцева - когда-то мы с ней даже договорились написать новую версию ее сценария «КРЫЛЬЯ» - была там выдающаяся роль Майи Булгаковой - бывшей летчицы-фронтовички, которую с этой земли тянуло и утянуло в финале в небо. Мне даже в нашу последнюю встречу она казалась молодой , поэтому смерть ее меня убивает и поражает - такие женщины не должны умирать. Разве что только улететь и однажды не приземлиться, променяв нас  на что-то более важное - такое бы я приняла, но не ее смерть.

Последний фильм по сценарию Натальи Рязанцевой «Огни притона» снял Александр Гордон. Картину делали в Одессе, которую она хорошо знала и любила.