Инна Чурикова (Белокурая Жози в «Неуловимых») в следующем октябре отметит 80-летие. А в нынешнем году у них с режиссером Глебом Панфиловым большой семейный юбилей - изумрудная свадьба (55 лет брака). Супруги признались друг другу в любви, отметив, что пылают друг к другу такими же чувствами, как и больше полувека назад.
- Помимо того, что вашему семейному союзу 55 лет, еще и столько же лет назад вы впервые с увидели друг друга и начали трудиться вместе над фильмом «В огне брода нет». Инна Михайловна, что отличает Глеба Анатольевича от всех режиссеров, с которыми вы работали?
- Он - мечтатель, идеалист, но при этом всегда доводит до конца то, что начал, задумал, решил. Много лет назад, как только в рукописном варианте появился роман Александра Солженицына «В круге первом», Глеб Анатольевич сказал мне, что поставит по нему фильм. И поставил. Правда, за воплощение своих режиссерских замыслов Глеб платит очень дорогую цену. Но он умеет терпеть, ждать, верить и при этом не перегореть. Все годы ожидания копит силы, знания, наблюдения, материалы, чтобы оказаться готовым к реализации своей мечты. Он очень последовательный человек.
- Думаете, а за что он вас любит?
- Любят ни за что. Представляете себе такое признание, когда мужчина говорит: «Я люблю тебя за ум»? Люди просто любят, потому что любят. Без объяснения причин. А с детьми сложнее. Помню, как наш Ваня, посмотрев фильм «Американская любовь», подбежал ко мне и к Глебу и стал говорить, что очень сильно нас любит. Для детей нужен повод, чтобы осознать любовь и проявить.
- Впервые я увидел Инну по телевизору, в одной постановке, где она играла девятиклассницу, и меня поразило ее лицо, - вступает в разговор Панфилов. - Я сразу подумал, что такое лицо было у Тани Тёткиной - главной героини моего первого полнометражного фильма «В огне брода нет». До этого были долгие поиски актрисы на эту героиню. А сюжет обнаружил в журнале «Красная новь» за 1939 год - рассказ Евгения Габриловича «Случай на фронте», о котором, кстати, забыл сам автор. История Тани меня так поразила, что на 114 страницах я написал сценарий «Святая душа Тани Тёткиной и ее рисунков», который начал снимать как диплом на Высших режиссерских курсах.
- В фильме «В огне брода нет» героиня Майи Булгаковой говорит Тане Тёткиной: «Ты - не баба, ты - девка». Вы искали девичье лицо?
- Чтобы объяснить, каким виделось мне лицо главной героини, должен рассказать о ней. Она была сиротой, девушкой очень застенчивой, с оригинальной внешностью, талантливой художницей и, как я написал в сценарии, «святой душой». Это сочетание скромности, забитости, внутреннего света и душевной силы создало образ девушки, который описать непросто. Увидев Инну по телевизору, я был взволнован невероятно. В течение полугода искал эту удивительную девушку, но тщетно. Даже нарисовал ее и размножил рисунки для своих помощников. Инну искала вся съемочная группа по всем ленинградским театрам, по театральным вузам, а потом - по медицинским и политехническим.
Мы уже стали смотреть других актрис на роль Тани. Но в один прекрасный день Ролан Быков сказал мне: «Глеб, есть гениальная актриса на роль главной героини в фильме по твоему сценарию (он прочитал его)». Я несдержанно спросил: «Кто она?» Быков назвал имя: «Инна Чурикова из Московского ТЮЗа». Мы с Инной всю жизнь благодарны Ролану за эту встречу.
- И вы из Питера поехали в Москву искать Чурикову?
- В Москву поехал мой помощник, который прямо с вокзала направился в ТЮЗ, и тут же позвонил мне: «Есть такая актриса Чурикова, и она уже читает сценарий». - «В Ленинград она приедет?» - последовал мой нетерпеливый вопрос. На что помощник ответил: «Если понравится сценарий, то приедет». Уже на следующее утро, как только я пришел на «Ленфильм», за столом нашей комнаты сидела 24-летняя девочка, которую я искал полгода и к которой меня направил Быков. Судьба все равно нас свела, хотя я часто упрекал себя за то, что не мог сам догадаться о том, что Инну надо искать в Москве, а не в Ленинграде.
Человеческая женщина
- Глеб Анатольевич, вы признаете тот факт, что благодаря вам талантливая актриса Инна Чурикова стала большой звездой Инной Чуриковой?
- Сама Инна это признает, а мне приходится соглашаться. После премьеры фильма «В огне брода нет» она сказала мне, что в роли Тани Тёткиной заново училась профессии, и для нее это был первый университет, и эта роль помогла ей понять себя.
Я часто вспоминаю нашу первую работу с Инной и все чаще прихожу к мысли, что так было угодно Богу. Фильм «В огне брода нет» состоял из счастливых стечений обстоятельств. Во-первых, редкая удача, что выпускнику позволили снимать художественный фильм на историческую тему, да еще по рассказу классика - на тот момент Габрилович был уже в этом ранге. Во-вторых, во время работы над первой картиной я нашел единомышленников, с которыми впоследствии снимал почти все фильмы. Один из них - ученик Дмитрия Шостаковича, композитор Вадим Биберган. Между прочим, на премьере фильма «В огне брода нет» присутствовал сам мастер.
- Глеб Анатольевич, Инна Михайловна никогда не отказывалась играть в ваших спектаклях, фильмах?
- Инна Михайловна просто так не соглашается играть. Ее необходимо убедить, увлечь, заинтриговать. Чаще всего наши взгляды, идеи совпадают. Но не всегда. Например, когда я предложил Инне Михайловне главную роль в своем фильме «Васса» по пьесе Горького, получил категоричный отказ: «Какая я Васса Железнова?! Ты разве меня не знаешь, что предлагаешь эту роль?!»
- Не может быть! Ведь Инна Михайловна настолько тонко попала в образ, так шикарно сыграла…
- Да. Я убедил ее в том, что Железнова - фамилия мужа, и к ней как к личности отношения не имеет. Сказал: «Васса - «человеческая женщина» (так ее называет дочь Людмила), как многие женщины, включая тебя, Инна». В результате получилась, на мой взгляд, одна из лучших работ Инны Михайловны.
Нас часто спрашивают, в чем секрет, что мы так долго вместе, работая вместе. С Инной Михайловной Чуриковой у нас одинаковый интерес, который с годами не проходит. Оглядываясь, мы понимаем, что нам по-прежнему очень интересно работать в театре, в кино.
- Так а в чем секрет семейного счастья? Актриса Светлана Немоляева давно, еще до смерти мужа, на этот вопрос ответила мне: «Все спрашивают, почему вы столько лет счастливы с Александром Сергеевичем, в чем секрет? Надоело это слышать. Какой может быть секрет?»
- В минуты сомнений я спрашиваю у Глеба: «Я тебе еще не надоела?» Глеб отвечает мне вопросом на вопрос: «А я тебе еще не надоел?» Кажется, пока не надоели друг другу, улыбается Инна Михайловна. - Но я очень подвержена сомнениям. Причем не только в жизни, но и на сцене. Глеб Анатольевич не дает мне с головой уйти в самокопание. Для него же я не только самая красивая, но и самая талантливая.
- За 55 лет бывали ведь и большие ссоры?
- Честно говорят, припомнить ничего такого не могу. Наверное, потому что Глеб - человек очень сдержанный, а я - терпеливая. И ощущаю себя абсолютно счастливым человеком, которому очень повезло быстро и, считай, с первого раза (до Глеба у меня были, конечно, влюбленности, но ни к чему серьезному это не привело) встретить свою вторую половину. Знаете, иногда на меня накатывает какое-то совершенно невероятное чувство. «Что с тобой?» - спрашивает муж. «Прилив счастья!» - отвечаю.
Источник фото: Кадр из фильма,Legion-Media,Личный архив