93-летнего секс-символа советского кино Олега Стриженова теперь можно увидеть разве что в переулках старого Арбата, где он прогуливается. В кино в силу почтенного возраста давно не снимается. А его коллеги до сих пор хранят тайны о том, как высокий и элегантный артист вел себя на площадках. Несколько секретов Стриженова впервые решилась раскрыть дочь Сергея Бондарчука - актриса и режиссер Наталья Бондарчук.
После ухода на покой Стриженов лишь насмехался над мнимой популярностью современных знаменитостей. Например, в передаче Андрея Караулова «Момент истины» заявил:
- Они считают себя звездами, ходят, задрав носы, но почему-то вокруг них нет ни поклонниц, ни поклонников. А я не мог выйти из Театра кинотеатра: стояли толпы людей, желающих меня увидеть. Толпы!
Ради ролей он тогда был готов на многое. Вот, например, как, по словам Натальи Бондарчук, Олегу Александровичу досталась роль декабриста Волконского в прекрасном фильме Владимира Мотыля «Звезда пленительного счастья». О чем так долго молчали в киносообществе, Наталья Сергеевна решилась раскрыть тайну ради уважения и любви к другому артисту, который был не менее талантлив, чем Стриженов. Не менее красив и любим, но не с таким азартом победителя.
- В «Звезде пленительного счастья» Стриженов играл мужа моей героини, и играл хорошо, - говорит Бондарчук. - Только режиссер Мотыль отстранил его от роли на начальном этапе съемок. За то, что Олег выпил коньяка и пришел на площадку не совсем трезвый. Владимир Яковлевич был очень серьезным человеком и снимал свой фильм, что называется, на века. И вместо Стриженова пригласил Михаила Козакова. Тем более что у Козакова, судя по сохранившимся портретам Волконского, обнаружилось с ним внешнее сходство - роскошные глаза. Когда с Козаковым были отсняты почти все сцены, Мотыль вдруг получил приказ сверху - о немедленном его снятии и возвращении Стриженова. Владимир Яковлевич точно не горел желанием работать с Олегом, но не подчиниться не мог. Мы все знали, но, разумеется, молчали, что Стриженов написал письмо на самый верх о том, что в роли декабриста теперь снимается еврей, а не он.
- Неужели Мотыль за рюмку коньяка мог отстранить актера от роли?
- Если бы это была только рюмка… Стриженов в те годы (в 1974 - 1975-м. - М. Б.) страдал запоями. Причем длительными. По иронии судьбы в следующей картине - «Юности Петра» - я и Олег Александрович снова играли пару. Мой учитель Сергей Герасимов договорился, чтобы часть съемок проходила в Кремле. И в это время у Стриженова начался новый запой. Целую неделю его не было на площадке. Герасимов впервые в жизни не знал, что делать. Артиста искали везде и не могли найти. А потом он явился с таким красным лицом, что мне стало страшно. Да, замечательный профессионал, но вот такая была беда.
За десять лет до этого Стриженов отказался играть Андрея Болконского в масштабной ленте Бондарчука «Война и мир». Сам Олег Александрович объяснял Андрею Караулову свое решение нехорошим предчувствием:
- Я знал, что будет очередной бутафорский фильм. И не только я отказался участвовать. Отказался от роли графа Ростова и Борис Бабочкин. Вместо него сыграл Виктор Станицын.
Тогда грянул такой скандал, что пришлось вмешаться министру культуры СССР Екатерине Фурцевой. Она сама позвонила Стриженову и умоляла его сыграть Болконского. Но артист остался непреклонен.
Сергей Бондарчук рассказал своей дочери, что Олег из вредности хотел играть не Болконского, а Пьера Безухова.
- Да, Стриженов настаивал на роли Пьера, которую в результате исполнил мой папа, - поделилась Наталья Сергеевна. - В папином режиссерском воображении нарисовался образ Болконского именно в исполнении холодного красавца Олега. К тому же у Стриженова с манерами все было в порядке, и никто лучше его не справился бы.
Как мы теперь знаем, этот образ достался Вячеславу Тихонову - сыну механика с фабрики. Стриженов открыто подшучивал над коллегой, не скрывая своего превосходства. Олег Александрович - из дворян. Его отец, выпускник Петербургской Николаевской кавалерийской школы, во время революции перешел на сторону большевиков и стал красным командиром.
Что же касается выпивки, то Стриженов сам уверял, что употреблял он «исключительно в благородных традициях»:
- Я люблю виски со льдом. Не пью на лужайке, к примеру. Либо природа, либо водка. Пью только в ресторанах. Дорогих. Я вырос в лучших ресторанах Москвы. Когда снимался в своем первом фильме «Овод», мы ужинали и пили в «Астории». С тех пор я привык к дорогим заведениям и дорогому алкоголю, - поведал мэтр Андрею Караулову.
- Ушли из жизни многие режиссеры и любимые артисты, - резюмирует Наталья Бондарчук. - Нет в живых и моего папы, и Владимира Мотыля, и Миши Козакова, и Вячеслава Тихонова. А Олег Стриженов - живее всех живых…
Телега в партком
20 лет назад известный советский киноактер Геннадий Корольков (скончался в 2007-м) в интервью «Экспресс газете» рассказал о конфликте со Стриженовым во время их работы в Театре киноактера:
- Я дружил со всеми. Только однажды послал Олега Стриженова и Лионеллу Пырьеву, жену его, во время гастролей в Риге. Характер у нее поганый. После гастролей обычно все выпивают. По пьянке я проспал автобус. Он что-то вякнул типа «Говнюк». Я сказал: «Ты сам говнюк, посмотри, с кем рядом сидишь» и кивнул на Пырьеву. Стриженов написал телегу. Ну, подошел бы, дал по морде, а он в партком пожаловался.
Меня вызвали на партсобрание. Николай Афанасьевич Крючков сказал мне: «Ну что же ты? Стриженов - народный артист, а ты его так…» А Борис Федорович Андреев говорит Крючкову: «Что ты трындишь? Вспомни, что мы с тобой вытворяли!» - и все, вопрос был снят.