Старейшая актриса «Ленкома» Нина Горшкова: «Время беспощадно к Саше Захаровой»
- Нина Павловна, как получилось, что в день юбилея театра вы предстали в образе аристократки Гиацинтовой?
- Я работала с Софьей Владимировной, и она была расположена ко мне. Гиацинтова очень элегантно одевалась - в черную очень узкую юбку ниже колена, в белые блузки с жабо и строгие пиджачки особого силуэта. К своему выходу я приобрела такой наряд и, конечно, туфли на высоком каблуке. Правда, в этом году на сборе труппы, куда я пришла в итальянских туфлях на шпильках, сильно упала. Но в праздник все равно снова была на каблуках.
- После юбилея в соцсетях вольно истолковали один из номеров концерта, а именно слова: «Низвергли приму с постамента». Злые языки решили, что это намек на дочь Марка Захарова - Александру. Что вы думаете о ее конфликте с директором театра Марком Варшавером? Кто из них прав?
- Абсолютно прав Марк Борисович Варшавер. Он все делает для того, чтобы не только сохранить театр, но в это сложное время дать всем артистам работу. Он не бросает стариков на произвол судьбы, думает о молодежи и очень правильно вводит вторые составы. Поступает так, как в свое время поступал худрук МХТ Олег Табаков. Как только Олег Павлович возглавил театр и занял артистов, мгновенно исчезли бутылки за кулисами. А до этого театр загибался от пьянства. Пусть не все спектакли при Табакове были шедеврами, зато он спас человеческие жизни, предотвратил трагедии.
Что касается Саши Захаровой, то ее безумно жалко. Она заблудилась. Потеряла родителей - сначала маму, потом папу - и стала опираться на людей, которые ее используют. Хотела бы я узнать: кто эта сволочь, которая надоумила Александру затеять войну против театра, своих коллег и стариков?
Люда Поргина, которая тоже потеряла мужа - Николая Караченцова - и из-за обиды вступила в конфликт с Варшавером, присоединилась к Саше позже. По-человечески мне очень жаль и Сашу, и Людочку, но в их действиях нет правды. Поэтому никто из нас, артистов, их не поддерживает.
- Не кажется ли вам, что Марк Захаров преувеличивал талант единственной дочери?
- Сашенька - очень талантливая девочка, и статус главной актрисы она заслужила. Марк Анатольевич никогда бы не позволил наследнице испортить его замысел. В этом плане он был очень жестким и беспощадным. Беспощадно и время. Для некоторых ролей Саша слишком повзрослела. Но Варшавер не забирал у нее работу. Просто сделал второй состав, что всегда было нормой. Предлагал ей новые спектакли, но Саша отказывалась. И агрессивно, неинтеллигентно восприняла актрис второго состава. Стала говорить, что она - великая, а они - «девочки с массовки». Понятно, что раньше она жила в сказке - с папой-«королем», мамой-«королевой», но сказка закончилась. Никто Сашу не ущемлял. Я была свидетелем, как агрессия заполняет ее ум, душу. Но в ней нет склонности к выходкам, как у Людочки Поргиной.
- Каким?
- Я много лет была другом семьи Людочки и Коленьки Караченцова. В моей квартире висит картина «Зима», которую мне подарила Люда. Поргина - импульсивная, взрывная и великая фантазерка. Однажды она принялась всем рассказывать, что я сидела в вазе на одном вечере. Да, я - миниатюрная, но в вазу точно бы не поместилась.
- Говорят, что мама Караченцова не принимала Поргину?
- Просто она с иронией относилась к некоторым проявлениям Люды. Считала ее безвкусной, простоватой. Однажды Поргина заказала у Славы Зайцева платье в пол желтого цвета и шляпу с полями. И в таком виде пошла по Тверской. Янина Евгеньевна встретила невестку и ужаснулась. А когда мама Караченцова тяжело заболела, она полностью приняла Люду, которая ухаживала за ней круглыми сутками.
Сутулый граф
- Вы не пытались помирить Александру Захарову с Марком Варшавером?
- Пыталась и пытаюсь. Но Саша совершила очень некрасивый поступок: пошла к мэру Москвы Сергею Собянину с просьбой сделать ее худруком. Наговорила много нехорошего о Варшавере. Плюс Саша на полном серьезе сравнила себя с Галиной Волчек и доказывала, что сможет руководить театром не хуже Галины Борисовны. Неужели Саша думает, что если бы ее коллеги, с которыми она работает в театре десятки лет, видели бы ее в роли начальника, то не настояли на ее назначении? Быть хорошей актрисой - не значит быть хорошим руководителем.
- В новой версии спектакля Марка Захарова «Поминальная молитва» вы играете роль Берты. Как восприняли постановку Александра Лазарева? Есть ли у него, артиста, талант режиссера?
- Да, я играю роль Татьяны Ивановны Пельтцер. Саша Лазарев подарил лично мне счастье вновь играть этот великий спектакль. Мы все благодарны ему за бережное отношение к шедевру Захарова. Вся концепция Марка Анатольевича выдержана. Но мы, артисты, по замыслу режиссера, не подражали своим предшественникам. Играла свою «Поминальную молитву». Честно скажу, что если бы не этот спектакль, меня бы уже не было в живых. Умерла от ковида моя любимая сестра Наташа, и я осталась одна.
- Удалось ли Дмитрию Певцову и Семену Шкаликову заменить Караченцова в роли графа Резанова в «Юноне» и «Авось», где вы тоже играете?
- Дима очень хорош в роли графа Резанова. С каждым днем все лучше и лучше. Он много пережил в связи с этой ролью, ведь поначалу его называли предателем. А что касается Шкаликова, Захаров считал его техничным артистом. Семен играет хорошо. Но лично я не воспринимаю его в роли Резанова. Какой может быть граф с такой сутулой спиной?
- Как в театре восприняли автокатастрофу с участием Анны Большовой, которая насмерть сбила женщину?
- Все мы верим и надеемся, что Аню оправдают. Она не виновата в ДТП: неожиданно выскочила другая машина, которая спровоцировала аварию. Следствие проведет расследование и установит причины. Большова - чудесная актриса и чудесный человек.