9 октября исполнилось 60 лет актеру, режиссеру, музыканту и драматургу Евгению Ермакову. Когда-то он подрабатывал журналистом в «Экспресс газете», и по старой дружбе мы напросились к нему на интервью.
- Евгений, у вас наверняка было множество встреч с интересными людьми. А какая самая запоминающаяся?
- C Георгием Жженовым, великим нашим актером. Восемь часов я с ним у него дома общался, о его лагерной жизни говорили.
У него четыре брака было. А впервые арестовали, когда с первой супругой Женечкой, еще совсем пацаном, возвращался домой с ночной прогулки во время белых ночей в родном Питере. Дворник его предупредил, что не стоит заходить в квартиру: там ждала облава НКВД, но они все-таки пошли. «Меня от жены оторвали, в машину посадили и через пустой город повезли, а дальше пошел по этапу», - рассказывал Жженов.
58-я статья у него была - шпионаж в пользу США. Несколько раз отсидел. В 1937 году, когда он снимался в картине «Комсомольск», ехал в поезде и встретил американца. Тот Жженова «Мальборо» угощал. А, видно, была слежка за иностранцем, и спецслужбы зафиксировали контакт с актером.
Брат Жженова Борис тоже плохо кончил. В 1934-м, когда Кирова хоронили, мороз ужасный стоял. Обуви теплой у него не было, вот и отказался идти на похороны. В результате дали семь лет, в тюрьме так и умер.
А Георгий Степанович нечеловеческую ковку в застенках прошел. Били по несколько раз в сутки. Называлось это «конвейер»: менялись следователи и продолжали выбивать из него признательные показания. И длилось это неделю.
Когда после освобождения ему запретили жить в крупных городах, в том числе в столице, Жженов однажды все же приехал в Москву и нелегально на «Мосфильм» пришел. А навстречу ему - тот самый следователь, что его бил. «Гоша, - спрашивает, - ты освободился или в побег ушел?» Многие из МВД после бурной службы находили свой «приют» на киностудии. Как и в Союзе писателей, там был отдел переводчиков, где и «доживали» бывшие разведчики-нелегалы.
Представляете, как Жженову тогда хотелось плюнуть в наглую рожу этому следователю и выбить ему зубы… Но чего бы он добился? Опять бы посадили, и он вернулся бы в тот же ад. А так жил в Норильске, работал там в театре до тех пор, пока в 50-е его не реабилитировали.
«Профессия на лице»
- У вас настолько яркая внешность, что можно подумать, будто когда-то вы были связаны с криминальным миром.
- Ну да, типаж бандита. И я им очень доволен. Мне друзья всегда говорили: «Ты родился с профессией на лице». Подонков играю, взяточников, плохих ментов, националистов. Для современного кино эти герои важны. А в жизни я положительный человек. Хотя в 90-е некоторые с «Мосфильма» пошли в бандиты, во всевозможные бригады. А другие зарабатывали на стройках или на рынках шмотьем торговали. Увы, Америка и Ельцин нашу культуру тогда разрушили. Я был знаком и с бандосами, и с милиционерами. Но зарабатывал всегда творчеством: фотографом на телевидении, корреспондентом в изданиях разных, в том числе в «Экспресс газете», ну и актерством, конечно.
- Тогда, в 90-е, даже маститый Олег Табаков рассказывал, что и ему приходилось унижаться ради театра «Табакерка», чтобы пошло финансирование.
- Это обычное дело. Все тогда просили, особенно, те, у кого звонкое имя. Что же касается самого Олега Павловича, он меня не любил. Я написал пьесу «Три женщины и один мужчина Михаила Булгакова» и дал почитать Андрею Смолякову. Хотел, чтобы он главную роль в спектакле сыграл. Андрей показал пьесу Табакову, а тот отрезал: «Это вторично». По словам Смолякова, мастер проглядел несколько страниц, отшвырнул рукопись и начал топтать ее ногами. Я когда об этом узнал, выпил стакан водки с драматургом Володей Гуркиным. Он «Любовь и голуби» когда-то написал. А меня утешал: «Ну, раз Табаков критикует, вещь однозначно хорошая!» Когда-то Олег Павлович и «Любовь и голуби» называл антитеатральной, а миллионы смотрели фильм Владимира Меньшова, да на сцене эту пьесу до сих пор ставят… У меня сейчас есть отличный сценарий, патриотичный, но денег на него как не было, так и нет.
Черный список
- Кто вы по образованию?
- Режиссер, для денег как актер работаю, для поддержания семьи на плаву. Кривляться не люблю, были блестящие актеры-старики, лучше их не сыграешь. Мой мастер в вузе советовал: «Хочешь быть режиссером - убей в себе актера. И наоборот». А я и спортсмен, и певец в жанре шансона. Я родом с Алтая, как и Шукшин, Золотухин, Михаил Евдокимов.
- Какие свои роли в кино любите?
- Их много, но они все небольшие. В сериале «NEXT» с Александром Абдуловым снимался. Удивлялся, что он текст роли всегда на отлично знал, с первого дубля шикарно работал. С Гошей Куценко в «Антикиллере» тоже довелось встретиться. У него гениальный мозг, как и у Абдулова. Приехал на площадку - и быстро выучил песню. Снимался я и в картине «Спасибо, что живой» про Высоцкого. Режиссер Петр Буслов хотел, чтобы я, по роли - санитар, на гитаре великого барда пиликал. Мне рассказывали, что Высоцкого раньше в приличные дома не пускали, а он гений XX века. Его многие ненавидели при жизни, а после смерти вдруг «друзьями» его стали.
- А с кем не вышло контакта на съемках?
- Снимался я у Михаила Левитина, бывшего мужа Ольги Остроумовой, в картине «Чудеса в Решетове». Он меня уговаривал вместо каскадера трюк сделать - спрыгнуть с балкона. Но я отказался, припомнив, что один актер сам попросился так же прыгнуть, но маты разошлись и он сильно ударился об угол картонной коробки. Есть же каскадеры для этого. И больше этот, с позволения сказать, режиссер не звал меня к себе. Да мне и не надо. Вообще у меня есть целый черный список, кому руки бы не подал. Кто-то не заплатил за работу: взял сценарий, чуть переделал и себе присвоил. Кто-то в долг попросил и с концами пропал. Бог им судья. Даешь же столько, сколько не жалко потерять… О, еще одну интересную историю вспомнил!
- Расскажите.
- После выхода сериала «Десантный батя» про легендарного создателя и командующего ВДВ Василия Филипповича Маргелова мне позвонил один высокопоставленный офицер и велел: «Женька, заезжай, я тебе справку выдам, что ты Маргелова только по роли бил. А то ребята не поймут и в День ВДВ, 2 августа, убьют тебя». Но, слава богу, все обошлось, хотя, когда я в этот день ехал в метро, сверкая своими узнаваемыми золотыми зубами, ко мне порывались подойти здоровые мужики-десантники. Но узнавали и сдерживались.
- Вы же многодетный отец?
- Пятеро детей у меня, двое из них - сыновья - от первого брака. После развода я забрал мальчиков к себе. Я ответственный и хорошо понимаю арабов, которые никому своих детей не оставляют. А со второй супругой - художницей Евгенией - еще двух сыновей и дочку родили. Мы с ней познакомились на телевидении в 1990 году, где Женя тогда практику проходила. С тех пор вместе, воспитали и моих сыновей, и общих. Старший, Владимир, ему 36 лет, программист. Его Максимилиану - 14. Это пока единственный мой внук. Самбисту Юрию - 34. Иде - 30, она художник-гример, в честь бабушки ее назвали. 27-летний Эдуард - психолог, а младшему, Александру, он школьник, - 16 лет.
Источник фото: Анатолий Мелихов,Личный архив,Legion-Media