Муслим Магомаев платил алименты в тысячу раз больше, чем ему присудили бы по суду!
ЧИНГИЗ САДЫХОВ: "Муслим говорил, что мы с Джейран для него, как отец и мать... |
Аккомпаниатор Чингиз САДЫХОВ работал со многими знаменитостями советской эстрады. Забывчивому Рашиду Бейбутову он подсказывал слова суперхита, который пела вся страна - "Я встретил девушку - полумесяцем бровь…", а для "первой звезды" - Муслима Магомаева был не только коллегой, но другом и "отцом родным". Чингиз хранил под подушкой гонорары транжиры Магомаева и ласково называл его Мусей.
С середины 90-х Садыхов живет в Америке. В Сан-Франциско с ним встретился наш спецкор Борис КУДРЯВОВ, которому маэстро поведал о некоторых деликатных подробностях из жизни легендарных исполнителей.Месть Бейбутову
- Хороший аккомпаниатор - больше половины успеха вокалиста. Когда в середине 50-х я начал работать с выдающимся азербайджанским певцом Рашидом Бейбутовым, то через некоторое время, разобравшись в технике его исполнения, решил отказаться от нот. Они отвлекали, разъединяли меня с артистом. А без работы с нотами в контакт с вокалистом, кроме уха, включалось еще и зрение - по движениям Бейбутова я чувствовал, какую ноту лучше взять. В те годы такой шаг был равносилен революции.
ДЕЯТЕЛИ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ: в центре Муслим Магомаев, справа - Чингиз Садыхов |
- Это правда, что Бейбутов был очень капризной звездой?
- Он был сложным человеком. При трехклассном образовании имел великолепный голос. Но у него наблюдался один грешок: он часто забывал тексты. Мне приходилось потихоньку проговаривать первые строчки почти всех песен, только тогда певец начинал врубаться. Однажды перед концертом мы с Бейбутовым повздорили. В начале Рашид должен был исполнять свой фантастический хит "Я встретил девушку". Музыканты заиграли вступление. Чувствую, артист смотрит в мою сторону. Я молчу. Певец голоса тоже не подает. Пришлось оркестру снова играть начало. Опять тишина. И так семь раз! Бейбутов от раздражения стал бить кулаком по роялю. Но я держался из последних сил. И тогда находчивые скрипачи, видя абсурдность ситуации, неожиданно поднялись со своих мест и дружно проскандировали: "Я встретил девушку!" Публика была в восторге, решив, что все так и задумано. Так в шутливо-злой форме я "отомстил" Рашиду. - А как вам удалось стать аккомпаниатором Муслима Магомаева. - В 1964 году в Москве проходили Дни азербайджанской культуры. Магомаев, ему шел 21-й год, должен был петь в Кремлевском Дворце съездов арию Фигаро и песню "Бухенвальдский набат". Тут неожиданно выясняется, что из-за неважного самочувствия Муслим должен спеть арию на тон ниже: вместо до-мажор - в си-бемоль-мажор, музыканты меня поймут. Си-бемоль-мажор для аккомпаниатора - тональность очень трудная, потому что все нужно играть на черных клавишах. И пианисты стали отказываться от работы. Позвали меня. Немного порепетировали. Потом отработали десять дней. С тех пор Муслим пошел в гору. Началась сумасшедшая слава этого мальчика.
Муслим Магомаев |
- Такой фактуры, потрясающего тембра голоса - мягкого баритона, переходящего в высокий бас, умения завораживать публику своеобразным поведением на сцене, редко у какого певца встретишь. Специалисты на все лады утверждали, что после Шаляпина такого ажиотажа, связанного с мужским вокалом, в России не было. Недавно на каком-то вечере Кобзон произнес фразу: "Пугачевой и в страшном сне не может присниться того, что имел в свое время Муслим Магомаев!" Речь - о степени популярности. За те семь лет, что мы проработали вместе, собственными глазами видел все, что творилось вокруг его творчества. Представьте, четыре с половиной месяца наша группа ездила только по Дальнему Востоку. За 130 дней дали 140 концертов. Работали по два выступления в день пять раз в неделю, потом пару суток отдыхали. И почти везде были дворцы спорта примерно по пять тысяч зрителей в каждом. Ивестность Муслима уже тогда была такой, что секретари местных обкомов партии, где одна область больше, чем Грузия, Армения и Азербайджан вместе взятые, по часу ждали в коридорах гостиниц, когда Его Величество Магомаев проснется.
А можете представить себе такое: 15 концертов подряд в парке культуры имени Горького в Москве? Ажиотаж стоял порядочный. Знаете, как мы сбегали от поклонников? Прямо на сцену Зеленого театра въезжала машина, мы быстренько влезали в нее и моментально срывались от ошарашенной публики.Фантастическая доброта
- Магомаев родился и вырос в Баку. А как он пробился на большую сцену?
- Он с детства рос музыкальным мальчиком. Воспитывался бабушкой, которая получала пенсию 90 рублей. Отец погиб на фронте в 44-м году, когда ему исполнился годик. Мама отдала Мусю бабушке, а сама куда-то уехала. Муся ходил в одном пиджачке и в гости, и на занятия в музыкальную школу. Напротив дома, в котором они жили, находился клуб моряков, в котором по вечерам играл самодеятельный оркестр. Юноша решил попробовать там свои силы. Получилось так, что на 2-й международный фестиваль молодежи и студентов в Хельсинки в 1953 году каким-то образом попал и этот коллектив. Магомаев получил на нем золотую медаль. И прогремел. Год проучился в Италии, где как раз сделал партию Фигаро. Но все-таки тяга к эстрадной песне переломила любовь к классической музыке. Ведь его кумиром всю жизнь был Марио Ланца, который считался оперным певцом, но на самом деле больше предпочитал эстраду.
ТАМАРА СИНЯВСКАЯ И МУСЛИМ МАГОМАЕВ: их брак исчисляется десятилетиями |
- Наверное, Муслим славно погулял в молодые годы…
- Он был воспитанным молодым человеком. Очень деликатно общался с людьми. Но вокруг него всегда вились прихлебатели, выпивохи и странные джазмены от искусства. Что им было надо? Выпить на халяву, покушать за чужой счет и побыть рядом со звездой, чтобы потом при случае вставить: "Я был рядом с самим Магомаевым!" К таким людям он относился с непонятной для меня фантастической добротой. В ресторанах он всегда сам платил за всех. Однажды, отчаявшись, я вынужден был сказать ему: "Мусь, очень часто совершать глупости вредно. Твоя доброта - одна из таких глупостей". Он не обиделся. По тем временам Магомаев зарабатывал сумасшедшие деньги. Но они быстро уплывали между его пальцев. На что? На эти самые выпивки, гулянки.- От знакомых в Америке я слышал, что вы с женой были главными хранителями гонораров певца?
- На гастролях я со своей супругой Джейран собирал магомаевские гонорары. За каждое выступление на стадионе Муслим получал по ведомости ровно 537 рублей. Так вот, 37 рубликов мы ему оставляли, а 500 отнимали, на время, естественно. При этом я открыто заявил певцу: "Муся, я тебе их не дам!" За четырехмесячные гастроли, например, собрали таким образом 11 тысяч. Джейран иногда с упреком говорила: "Берешь меня на гастроли отдохнуть, а не для того, чтобы я не спала, зная, что под подушкой лежат такие деньги" Но один раз Муслим все-таки упросил выдать ему 1000 рублей, потом - второй. Вижу, денежки улетают неизвестно куда? А в то время в Баку как раз приехал его дядя, который занимал в Москве должность постпреда Азербайджана. Прихожу к нему и говорю: "Вот девять тысяч твоего племянника. Забери. Это ваши семейные дела".
ЛЕГЕНДА ЭСТРАДЫ: мои года - мое богатство? |
Муслим говорил, что мы с Джейран для него, как отец и мать. Все эти годы поклонницы, которые постоянно его окружали, спрашивали: "Вы его папа?" Почему-то все говорили, что мы с ним похожи. Хотя, я знаю, что больше похож на Бориса Сергеевича Брунова, царство ему небесное. Нас все время путали. Он даже называл меня своим двойником.
- Расскажите о его поклонницах. О том, как они бегали за Магомаевым толпами. - Толпами - не то слово! Представьте стадион тысяч на 40-60. Кончается концерт. На гаревую дорожку выезжает "уазик" с открытым верхом. Мы с Мусей встаем в него и делаем традиционный круг почета. Народ сбегает с трибун, никакая милиция с этим справиться не в состоянии. "Уазик" поднимают и несут на руках. Клянусь! И мужики, и бабы - все несли. Однажды в Одессе так подняли "Волгу", в которой сидели я, Джейран, Муслим, его очередная пассия и водитель. И не просто подняли, а резво понесли до самой гостиницы "Красная", в которой мы тогда жили. Я не поленился, подсчитал, оказалось, машина находилась в воздухе почти три километра. Потрясающий случай произошел в Молдавии, в Бендерах, кажется. Отработав концерт, возвращаемся в гостиницу часов в 11 вечера. Поднимаемся в номера. Вдруг - громкие крики. Выхожу на балкон. Гляжу, на соседнем стоит Муслим, а перед гостиницей огромная толпа. Люди кричали, что они не сумели попасть на концерт и просили его спеть. Муся говорит: "Чина, сходи за аккордеоном, пожалуйста". И в течение часа с балкона 4-го этажа под мой "походный" аккомпанемент Магомаев давал бесплатный концерт.На год отлучили от концертов
- Не секрет, что в советские времена директоров известных артистов, часто сажали за денежные махинации. Слышал, будто и с именем Магомаева была связана подобная скандальная история.
- Славу богу, за решетку никто не попал. Перед поездкой в Канаду на "ЭКСПО-67" один серьезный московский администратор предложил Магомаеву отработать 20 концертов на стадионах: 4 - в Краснодаре, 6 - в Ростове-на-Дону и 10 в Донецке. Все площадки - по 50-60 тысяч зрителей, может, в Краснодаре только 40 тысяч. При этом он уверял, что будет платить тройную ставку от сольного концерта. Сольник Магомаева в те времена стоил 200 рублей, что включало в себя два отделения с одним антуражным, то есть добавочным, номером, в котором мог участвовать чтец или танцор. По закону, что мы, естественно, знали, Муслим имел право получить тройную ставку при работе на стадионе, но не от суммы сольного концерта, а от суммы своей ставки. Она у него была тогда 25 рублей.Сан-Франциско - Москва