12 сентября народная артистка СССР Татьяна Доронина отмечает 89-й день рождения. Татьяна Васильевна – президент МХАТ имени Горького, но с декабря 2018 года в театре не появляется. По-прежнему у нее есть кабинет, служебный автомобиль, зарплата, личный водитель.
Она смогла добиться ухода из театра продюсера и режиссера Эдуарда Боякова (обращалась за помощью к президенту России Владимиру Путину), доказав тем самым свою целеустремленность и силу духа. В день рождения актрисы, кинокритик, писатель Вячеслав Шмыров рассказал историю о сложном характере Татьяны Дорониной, который она проявляла в работе с режиссером Татьяной Лиозновой:
- Мне уже приходилось писать, что Доронина, возможно, единственная женщина, перед которой пасовала даже «железная леди советского кинематографа» Татьяна Лиознова. До встречи на съемках фильма «Три тополя на Плющихе» Татьяна Михайловна о своей знаменитой тезке – звезде товстоноговского БДТ, как это не странно, особого понятия не имела (а натансоновская «Старшая сестра», где Доронина «полнометражно» дебютировала, еще не вышла в прокат). И поэтому, когда Татьяна Доронина появилась на пробах – после десятка чужих, уже забракованных проб, – от нее, по сути, требовалось только одно: спеть по-крестьянски, как-то по-бабьи уже состоявшуюся на тот момент песню Александры Пахмутовой «Опустела без тебя Земля». Ту, где «...и когда летал Экзюпери» – ну в общем, один французский летчик. И которую так проникновенно пела в эфире сверхинтеллегентная певица Майя Кристалинская.
Таков был режиссерский ход, своеобразный ключ к роли, с которым никто до Дорониной справиться не мог (что делать, если никто не сможет, Лиознова тоже знала, но это уже другая история). Поэтому Татьяна Михайловна и спросила Татьяну Васильевну, сколько времени на подготовку песни ей надо – день, два... Доронина взяла несколько минут. И спела! И в этом был вызов режиссеру и большое удивление режиссера. Актриса попала в образ! И больше никаких проб не было. На роль Нюры в «Трех тополях...» без споров утвердили эту странную артистку из Ленинграда.
Вызов, по всей видимости, и был главным стимулом актерской работы Дорониной. Но настоящий вызов возможен только в конфликтной среде. И если такой среды нет, ее обязательно надо создать. Где с тобой все борются и тебя ненавидят. А создать такую обстановку вокруг себя, по всей видимости, Татьяна Васильевна всегда умела... Ей, как я понимаю, всегда было важно пойти войной против всех. И всех победить!
В определенный момент, уже во время съемок, до Лиозновой дошла информация, что никто из водителей за Дорониной ездить не хочет. Обязательно не вовремя выйдет, обязательно, как следует, обложит... Ну, в общем, даже шоферня артистку побаивалась. А тут январь, самые морозы... Жди ее по полчаса-часу в прогреваемой машине, а потом отчитывайся перед дирекцией, куда ушел бензин – налево или направо. Ну а в непрогреваемой сидеть – это уже пытка.
У Татьяны Лиозновой в дружках ходил тогда Иван Иваныч, водитель, позже ставший ее персональным водителем. Так сказать доверенное лицо. Его Лиознова и попросила взять на себя эту трудную миссию – лично возить Татьяну Васильевну Доронину. И вот что из этого вышло.
Приезжает Иван Иванович за Дорониной. Ну а тут все как всегда: я поеду через час, все равно на площадке без толку сидеть; и опять же слова разные бранные... В общем, разогревает себя перед ролью великая и несравненная. И тогда водитель выходит на улицу, глушит машину и открывает – на морозе! – все стекла в авто на полную катушку. И так ждет, хоть и сам мерзнет, непокорную женщину-вызов.
Появляется Татьяна Доронина. Сходу оценивает обстановку. И не моргнув глазом садится в авто. И так они едут. Молча. С открытыми на 30 градусах стеклами. С выражением на лицах непоруганного человеческого достоинства. Великая артистка и просто водитель.
В общем, на Киностудию имени Горького Татьяна Васильевна приезжает уже кандидаткой на роль Снежной королевы. Но – ни жалоб, ни восклицаний, ни просьб! Только ассистенты понимают, что что-то произошло. Лицо-то у Дорониной абсолютно белое! Начинают бегать, отпаивать Доронину чаем (кто отпаивал Ивана Ивановича – история умалчивает), забрасывать для отогрева чужими шубами и пальто… И опять об этом происшествии режиссер узнает чуть ли не последней. Ведь ее задание выполнено, к чему тут подробности...
Через год, после премьеры фильма «Три тополя на Плющихе», Доронина во второй раз (уже после «Старшей сестры») признается читателями журнала «Советский экран» лучшей актрисой года и становится народной артисткой РСФСР. А Иван Иванович продолжает работать на Киностудии детских и юношеских фильмов. Когда по возрасту не смог водителем – числился в охране – еще до недавнего времени, как говорят, числился, - рассказал критик Шмыров.
В фильме «Три тополя на Плющихе» (1967 год) Татьяна Доронина играет вместе с Олегом Ефремовым. Играют влюбленных. Она поет песню «Опустела без тебя земля» в автомобиле с ним. Никто не мог предположить, что через пару лет после выхода картины Татьяна Доронина и Олег Ефремов навека станут злейшими врагами и разделят легендарный МХАТ на два театре – МХАТ имени Горького и МХТ имени Чехова.
Татьяна Доронина забрала с собой в горьковский МХАТ артистов, которых забраковал Олег Ефремовым и уволил. Она - сильная из сильных, защищала слабых. С 1987 года Татьяна Доронина возглавляет МХАТ имени Горького.
«ЭГ» поздравляет Татьяну Доронину с днем рождения и желает здоровья, творчества и возвращения к зрителям.