Актриса Ольга Самошина, известная по фильмам и сериалам «Противостояние», «Исключение из правил», «Фуэте», «Пером и шпагой», «Черный ворон», отмечает 40-летие в профессии. Недавно указом президента России ее наградили орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени. 62-летняя прима питерского театра «На Литейном» и супруга знаменитого актера Константина Воробьева («Остров сокровищ», «Механическая сюита» и многочисленные телесериалы) рассказала, какие трудности, в том числе на личном фронте, ей пришлось преодолеть за годы служения искусству.
- Ольга Борисовна, как известно, вы познакомились с единственным мужем 45 лет назад, когда оба поступили в ЛГИТМиК. Правда, что далеко не все эти годы были у вас счастливыми?
- Что вы хотите… Мы рано поженились с Костей, опыта житейского не имели. Мы даже поначалу ото всех скрывали, что решили пойти в загс. Но однажды за кулисами один из наших педагогов громко спросила: «Самошина, а ты что, замуж за Воробьева собралась?» Тайна открылась, и нам пришлось свадьбу отмечать. Хотя я даже не в белом платье замуж выходила. А когда нашей с Костей дочке Полине лет 10 было, муж влюбился и ушел из семьи. Но потом вернулся, наполненный покаянием. И я его простила. Он честный и открытый: врать и жить на два дома не может. А я смогла отпустить обиду, хотя тоже влюблялась в другого. Все это опыт. Сейчас понимаю: с Костей всю жизнь очень счастлива. Ничего бы не стала менять. Мы оба из актерских семей, преданы профессии и друг другу. Чего еще желать?
- Дочка же далеко не сразу у вас появилась?
- Да, мне тогда 28 лет было, а в начале отношений казалось, что не до ребенка. Когда я родила, на год ушла из профессии и просто растворилась в Полине. Хотя до этого думала, что в декретном отпуске не задержусь и сразу вернусь на сцену. Спустя шесть лет, в 1994-м, один за другим ушли из жизни мои родители. А сама Поля стала мамой в 23 года. Сделала меня бабушкой, когда мне был 51 год. Мой внук получил сказочное имя Елисей. Такой вот у нас 11-летний королевич. Конечно, жалко, что Полина с мужем Максимом Студеновским быстро разошлась - уже 10 лет не вместе. Но они актеры и на одной сцене продолжают работают. Это очень профессионально. Уважают друг друга. И в принципе, дружат домами. Максим давно женат, девочку растит. Да и моя дочка уже не одна, хотя пока официально и не замужем.
Почерневшая нога
- Некоторое время назад вы сильно поправились. Долго принимали себя в новом облике?
- Это случилось после 45-летия. Я репетировала Гертруду в спектакле «Гамлет» и оступилась. Упала и сильно повредила колено. В результате стала набирать вес. Надо бы для здоровья похудеть, но не получается. Пока только мечтаю взять себя в руки и сбросить килограммов десять. А вообще я всегда крупной девушкой была.
О пластических операциях не думаю, это исключено. Операция для здоровья - это одно, а для какой-то непонятной цели - другое. Да и зачем? Вообще наша актерская профессия близка к спорту. Колени зачастую начинают болеть уже после 40 лет. И это продолжается до конца жизни.
Я тогда, после падения, ногу не до конца вылечила, а уже пошла играть спектакль. И роль была такая энергичная, что даже забывала про свою боль и рвалась в драку, как предполагала пьеса. Ну и однажды снова упала. Но встала и доиграла. Зал ничего не понял.
- Часто в профессии вас преследовали несчастья?
- Например, когда на гастролях по США играла Екатерину Великую, неприятно удивилась, что тамошние актеры говорят перед показом не как у нас - «ни пуха ни пера», а что-то вроде «сломай ногу». И вот идет показ, я скрываюсь со сцены и по сюжету, как придумал режиссер, обегаю ее за кулисами, чтобы снова вернуться к зрителю со словами: «Опять здравствуйте». Но на первом же спектакле во время такой пробежки подвернула ногу. Она стала как черное бревно. Не могла даже стоять на ней, не то что бегать. А кем меня заменить на оставшиеся девять спектаклей? Но на честном слове смогла все доиграть. Правда, мою пробежку пришлось отменить.
Сейчас, когда бушевал коронавирус, нам запрещали даже с небольшим недугом в театр приходить. А мы вспоминали времена, когда температура могла подняться до сорока градусов - и ничего, приходили и играли. Это плохо, конечно. Чем хвалиться? Но мы такие - я, муж, дочка, а в прошлом - мои родители. И только пандемия научила - жизнь дороже всего: заболел - сиди дома и лечись, не заражай коллег и зрителей.
Солдат удачи
- Как складывался ваш «роман» с кино?
- У меня получилась очень удачная «первая брачная ночь» - многосерийный телефильм «Противостояние» по роману Юлиана Семенова. И хотя я там только эпизод сыграла, но народ меня запомнил. Подходили на улице и благодарили. Я взрослела на тех первых киноработах. А когда снималась у Алексея Германа в картине «Хрусталев, машину!», мэтр ни одного замечания мне не сделал. И я была счастлива. Когда располнела, думала, что в кино больше не позовут. Да и сама какое-то время отказывалась - стеснялась. А потом вернулась. Люблю своих операторов - как же хорошо они меня снимают! Какие-то картины с моим участием и зрители полюбили. «Елки», например. Я маму героя Сергея Светлакова сыграла. Такой теплый и добрый актер и человек Сережа. Как и его партнер Ваня Ургант. Я его папу, Андрея, очень хорошо знаю. Мы вместе учились.
- Не отговаривали дочку от того, чтобы стала актрисой?
- У нас отличная профессия, и я рада, что она продолжила династию. Конечно, хочется ей пожелать карьеры Лизы Боярской. Но не у всех так складывается - чтобы и в театре, и в кино. Да и кто же против большого успеха и больших денег? Но если тобой движет только это, успеха не жди… Ты как солдат удачи: а вдруг все сложится?
- Разделяете мнение, что Богомолов и Молочников - это новое и свежее веяние в театральной режиссуре?
- Сашу Молочникова знаю с детства. Он с моей Полиной занимался в театральной студии, на четыре года ее моложе. И однажды, когда подвозила их в школу на своей машине, Саша спросил: «Ольга Борисовна, когда вы играете мадам Розу в спектакле «Вся жизнь впереди», что чувствуете в сценах про концлагерь?» И я с ним, десятилетним, стала разговаривать на равных. Наверное, поэтому и получился из него отличный режиссер. Например, его спектакль "1914" в МХТ - отличный. Но не все современные постановки мне нравятся. Однажды увидела по ТВ современную интерпретацию «Евгения Онегина» и пришла в ужас. Голый Онегин там лежал в ванне, а рядом стояла Татьяна Ларина в трусиках, в позе собачки и лакала молоко из миски. Для меня такого театра не существует.
Только факт
- Свекра Самошиной, главрежа Театра музкомедии Владимира Воробьева, в 99-м в подъезде убил грабитель: ударил по голове бутылкой.
Источник фото: Пресс-служба СТС,Личный архив