В восемь лет Алексей Рыбников написал несколько фортепианных пьес, а в 11 — первый балет. Он с юности был нацелен стать серьезным композитором. Музыку к фильмам Рыбников начал создавать ради заработка, а в итоге нашел дело жизни. Судьба Алексея Львовича как автора музыкальных произведений сложилась счастливо. Счастлив он и в личном плане, хотя жизнь подбрасывала серьезные испытания. 17 июля Рыбникову исполняется 78 лет.
«Хачатурян утешал и говорил, что это «композиторская язва»
Алексей родился в семье Льва Беймшлага — первой скрипки в знаменитом джазовом оркестре Александра Цфасмана. Мама — Александра Рыбникова была художником. При этом семья ютилась в десятиметровой комнате в коммуналке.
Когда Алеше исполнилось шесть, родители продали буфет, а на его месте появилось пианино. Отец взялся готовить сына к поступлению в музыкальную школу. На экзамене мальчик растерялся, и с первого раза его учиться не приняли.
Рыбников взял свое чуть позже — поступил Центральную музыкальную школу при Московской консерватории, а затем и в саму консерваторию. Премудрости композиции осваивал под началом знаменитого Арама Хачатуряна.
Тот к воспитаннику благоволил, защищал Алексея, когда одну из написанных им сонат профессора сочли слишком авангардным произведением. На нервной почве Рыбников даже свалился с язвой желудка. Наставник пытался его всячески поддержать.
«Хачатурян утешал, говорил, что это «композиторская язва», что его тоже ругали и последствия были такими же», — вспоминал Алексей. Консерваторию он окончил с красным дипломом. Потом успешно и аспирантуру, даже преподавал в альма-матер на кафедре композиции.
«Кино стало моей творческой лабораторией»
Сегодня без музыки Рыбникова невозможно представить «Приключения Буратино», фильмы «Про Красную Шапочку», «Тот самый Мюнхгаузен», «Вам и не снилось» и другие замечательные картины.
Если сначала к перспективе писать для кино Алексей относился с некоторым скепсисом, то очень быстро переменил мнение: «Когда начал соединять музыку с драматургией, понял, что это, похоже, будет главным делом моей жизни. Кино стало моей творческой лабораторией. Где еще в те годы молодой композитор мог услышать свою музыку в исполнении оркестра?»
Рыбников экспериментирует всю жизнь. Знакомство с бессмертным произведением «Иисус Христос суперзвезда» привело композитора к последующему созданию «Юноны» и «Авось», рок-оперы «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты». Их постановки теперь — часть истории легендарного «Ленкома».
Тучи на горизонте
Рыбников женился еще студентом. Его жена Татьяна окончила геофак МГУ им. Ломоносова. Супруги стали родителями дочери Анны и сына Дмитрия.
Дмитрию 46, он пошел по стопам отца. Тоже композитор, а также музыкант. Пишет музыку для фильмов и сериалов. В основном эстрадную, но иногда и симфоническую.
Анна немного снималась в кино, например, в фильме «Белый Бим Черное ухо». Озвучивала мультфильмы, пошла учиться на режиссера. Влюбилась в молодого актера и вместе с возлюбленным угодила в очень плохую историю.
Пара оказалась втянута в тайную секту, где людей подсаживали на медицинские препараты и обирали до нитки. Анна стала вести себя, будто зомби, просить у отца в долг. Рыбников обратился к частным детективам, чтобы выяснить, что происходит с наследницей. Добиться откровенного диалога с ней не удавалось.
Была разработана целая операция по спасению Анны. К ее вызволению подключили полицию, медиков. Лечение было долгим, но закончилось все благополучно. Сегодня Анне 56. Она больше не доставляет отцу беспокойства. Выбрала жизнь в сельской местности, где возглавила крестьянское хозяйство.
Источник фото: Нечаева Наталия/"КП",Борис Кудрявов,Лариса Кудрявцева,кадр из программы «Вести» телеканал Россия 1,Золото Олег/"КП"