Как оказалось, Леонид Гайдай задумывал финал легендарной комедии совершенно другим. Эта сцена была снята, но затем вырезана цензорами.
Вышедшая на экраны в 1973 году картина картина режиссера Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию», без сомнения, является культовой. Зрители до сих пор смеются над похождениями обаятельного мошенника Жоржа Милославского, которого гениально сыграл Леонид Куравлев. Между тем, как и многие снятые в советское время фильмы, работа Гайдая подверглась тотальной цензуре — из нее были вырезаны несколько ключевых сцен. Недавно в архивах «Мосфильма» обнаружили пять эпизодов, которые не вошли в итоговую версию картины. Их можно увидеть в ролике, размещенном на YouTube.
В частности, был изменен эпизод с реакцией Милославского на банкет в царских хоромах. Когда управдом Иван Васильевич Бунша спрашивает, кто же будет оплачивать это пиршество, мошенник отвечает: «Народ, батюшка!». По крайней мере, именно такой была задумка Гайдая. Однако цензоры посчитали, что подобная фраза вызовет у советских зрителей множество вопросов по поводу советской партийной элиты, слухи о роскошной жизни которой постоянно циркулировали среди простых людей. В итоге Милославский произносит: «Уж точно не мы». Любопытно, что эта фраза тоже, что называется, «пошла в народ».
Кроме того, доступен на YouTube и оригинальный финал картины — опять-таки, каким его видел сам Леонид Гайдай, до конца жизни терпевший боль. Оказывается, что Жоржа Милославского все-таки схватила милиция. Ему удалось запрыгнуть в речной трамвайчик, но силовики застигли его даже там. Цензоры посчитали такое завершение не слишком уместным. Дескать, главный герой за полтора часа фильма настолько очаровывает зрителей, что подобный финал показался бы многим несправедливым и заставил бы граждан ругать милиционеров.