Вчера, 22 июня, известного режиссера Александра Сокурова задержали пограничники на российско-финской границе. Позднее в Совете при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека прокомментировали сам инцидент, а также реакцию постановщика на произошедшее.
Как утверждает Сокуров, он собирался посетить важную конференцию в Милане. Однако добраться до Италии деятель культуры так и не смог. О задержании Александра Николаевича стало известно благодаря Ксении Лариной. Журналистка в личном блоге рассказала о произошедшем, а также опубликовала письмо постановщика.
«Начальник смены в глаженной форме и красивой фуражке возник перед нами как из-под земли, как раз тогда, когда стало ясно, что наш итальянский самолетик в аэропорту Хельсинки уже рассаживал пассажиров и готовился улететь. Он, начальник смены, не глядя в глаза, пытался рассказать нам, что против моего отъезда распоряжение товарища Мишустина, который таким, как я, запрещает пересекать границу. Я никогда не видел Мишустина живьем, я с ним никогда не встречался, откуда у Мишустина такое предубеждение и ненависть ко мне, не мог понять», — рассказал режиссер.
Александру Николаевичу исправить ситуацию не удалось. Единственное, что он мог сделать в сложившейся ситуации, — оставить последнее слово за собой. Так Сокуров и сделал. Правда, ему это совсем не помогло.
«Товарищ начальник смены в фуражке опять пытался исчезнуть, я же был вынужден уже просто крикнуть ему вослед: «Немедленно верните меня в Россию». Потому что у меня, человека в возрасте 71 года, стоять, опираясь на палочку, уже не было сил», — заключил постановщик.
Между тем в Совете при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека быстро отреагировали на инцидент с именитым режиссером. Комментарий по задержанию дал лично глава СПЧ Валерий Фадеев. Примечательно, что случившееся госслужащий связывает со старыми запретами из-за коронавируса. Всякие политические причины он отрицает. Хотя все помнят, что еще совсем недавно Сокуров поссорился с Путиным. Да и другие проблемы с полицией у режиссера тоже были.
«Александр Николаевич предъявляет претензии, что его долго держали на границе, не знаю, я разберусь. Кое-кто начинает видеть в этом какую-то политическую подоплеку, ее, конечно, нет и не может быть. Не могу себе представить ситуации, чтобы Сокурову кто-то пытался запретить выезд на какие-то мероприятия за границу», — заключил Фадеев.