На еврейской части Востряковского кладбища в Москве похоронили 80-летнего режиссера и сценариста Зиновия Ройзмана, поставившего остросюжетные фильмы и сериалы «Кодекс молчания», «Охота на асфальте», «Последний бронепоезд», «СМЕРШ», «Дронго» и многие другие. Проводить его в последний путь пришли коллеги из мира кино, в том числе Андрей Соколов и Джаник Файзиев.
- Каждый раз, когда уходят близкие люди, вместе с ними уходит часть тебя, - признался Соколов. - И так постепенно, пока не уйдешь и сам. Зиновий-ака болел. Сердце. В больницу забрали со съемочной площадки. Должны были делать операцию, но… Зямы больше нет. Какое счастье, что я имел честь с ним работать и дружить.
Карьеру в игровом кино Ройзман начинал на студии «Узбекфильм» в 1964-м. Все шло гладко. Но на излете Советского Союза он снял фильм «Обратная сторона Луны», открыв тему мафиозности партийных чиновников. За это на него не на шутку ополчился глава Узбекистана Ислам Каримов. В результате в возрасте за 50 Зиновий Александрович переехал в Москву, где два года работал грузчиком на рынке. Потом устроился режиссером дубляжа на НТВ и со временем вернулся в кино в качестве постановщика.
- Он сгорел на работе, - считает режиссер Али Хамраев, рядом с которым Ройзман начинал карьеру. - Я Зяму называл первым евреем-режиссером в узбекском кино. Их с его женой Ириной семьи во время ВОВ эвакуировали из Одессы в Ташкент. Они со школы вместе и до его последнего вздоха. Ира, хотя и домохозяйка, на его фильмах была правой рукой. Можно сказать, два режиссера в каждой картине Зямы было. У них два сына. Но Олег 8 лет назад умер. Кажется, от отравления. Остался Игорь, опора мамы. Как и брат, он бизнесмен.