Всеволод Шиловский о Константине Хабенском: «Прежде всего дает роли себе и своим друзьям»
- Всеволод Николаевич, зрители знают и любит вас по кинофильмам. Откуда взялась идея создать театр?
- В свое время я написал книгу «Две жизни», в которой рассказал как о первой половине своей деятельности - театральной, так и о второй - кинематографической. Правда, книгу издал маленьким тиражом, чтобы мое лицо на обложке не надоедало читателям, но в ней вся моя история. Много лет занимаюсь педагогикой и театр создаю для своих учеников, которых у меня за сорок лет преподавательской деятельности очень много. Для артистов сегодня нет работы. Съемки в сериалах для ТВ и онлайн-платформ серьезной работой не считаю. Сергей Собянин поддержал мою идею, понял, что в свои 83 года я делаю это не для себя, и уже этой осенью театр откроется.
- Ваша внучка Аглая будет там играть?
- Нет. Во-первых, Аглая - не моя ученица, во-вторых, я - против семейственности в искусстве, в-третьих, Аглая пока ничего не сделала для того, чтобы играть в театре Всеволода Шиловского.
- Шутите?
- Какие могут быть шутки относительно родной внучки? Аглая сыграла одну достойную роль в фильме моего друга Славы Говорухина «В стиле Jazz», и все. Дальше пошли какие-то телешоу: «Три аккорда», «Точь-в точь», «прихлопы-притопы» и прочая чепуха. А ведь ей уже 29 лет. Надо грызть землю, вкалывать, сниматься до изнеможения, а она ушла в третьеразрядные шоу. Талантливая, красивая, трудолюбивая актриса, но бесхозная.
- Почему так вышло?
- К сожалению, папа Аглаи - мой сын Илюша (царство ему небесное) - воспитал единственную дочь однобоко. С самого детства внушал, что она - звезда, самая лучшая, самая неотразимая, а это в корне неправильно. Я - выпускник Школы-студии МХАТ, и старейшины театра - великие из великих, были самоедами и учили быть самокритичными.
- Аглая - выпускница другой актерской школы - вахтанговской, как и ее муж - актер Федор Воронцов. Они счастливы?
- Федор - актер средний, но человек хороший и любит Аглаю. Они живут очень хорошо уже 10 лет.
- Всеволод Николаевич, за вашей спиной три брака, и один из них - очень сложный с матерью Ильи - певицей Ниной Семеновой. Женщина страдала алкоголизмом и не могла воспитывать сына. Расскажите, пожалуйста, о своих женщинах.
- Еще в студенческие годы умный человек охарактеризовал меня так: «загадочный Шиловский». О личной жизни не распространяюсь. Могу сказать одно: я - счастливый мужчина. В третьем браке мы с Наташей родили Павла, который стал нашей опорой и поддержкой. Очень горжусь своим сыном, который добился в жизни многого (он - владелец крупной рекламной компании. - Э. Ф.), и все своими трудом. Стал работать еще студентом. Сам купил машину, обучаясь во ВГИКе, на которой и меня возил. Мы с Наташей не знали никаких проблем с Пашей и сейчас живем за ним как за каменной стеной. И у нас замечательные внуки - Миша, он еще ребенок, и Даша. Внучка живет в Голландии и учится бизнесу.
Слезы Прохоренко
- Счастье вы обрели с арфисткой Наталией Цехановской, тогда как с двумя артистами вам не повезло. Евгения Уралова, говорят, ушла от вас к Юрию Визбору из-за московской прописки…Могут ли актрисы любить?
- Единицы - могут. Моя однокурсница Жанна Прохоренко умела любить, и это видно в фильмах с ее участием. По ее глазам. Счастье - это мгновение. За счастье надо платить, и она заплатила дорогую цену. И за роль в фильме «Баллада о солдате», и за женское счастье. Как известно, Жанночку исключили из Школы-студии МХАТ, потому что в те годы категорически запрещалось сниматься. Никогда не забуду ее слезы, когда объявили об изгнании из Школы. Жанна потом окончила ВГИК и много снималась, но, увы, в ее жизни не было театра. Уверен, что из нее получилась бы гениальная театральная актриса.
- Такая же, как Татьяна Доронина, с которой вы играли на сцене МХАТа?
- Доронина как актриса закончилась после того, как ушла от Георгия Товстоногова из БДТ. При разделе МХАТа я, будучи секретарем парткома, способствовал тому, чтобы Татьяне дали театр - впоследствии МХАТ имени Горького. Не скрою, что временами сильно об этом жалел. Причина? Татьяна Васильевна притворялась, что любит актеров, а на самом деле их ненавидела. На моих глазах она назвала Бориса Щербакова «говно-артистом». Я, режиссер, бросил графин на пол от возмущения и сказал Дорониной: «Извинитесь». Она прошипела: «Извини». Татьяна - зверь, причем жестокий. Она тащила в фильмы своих партнеров, включая мужей, и поэтому режиссеры не хотели ее снимать. Мало того, что приходилось терпеть ее характер, высокомерие, так еще и ее фаворитов. Каким милейшим и добрейшим человеком был Георгий Натансон, и без него не было бы киноактрисы Татьяны Дорониной, но она столько выпила ему крови.
- Значит, вы на стороне ее вечного врага - Олега Ефремова?
- Олег, или, как называл его Миша Козаков, «фюрер», был несправедливым по отношению даже к своим близким друзьям, даже к тем, с кем создавал театр «Современник». Ефремов несколько раз запрещал, чтобы его другу Евгению Евстигнееву дали звание народного. На распоряжении он ставил свою резолюцию «преждевременно». На заседании парткома я практически не оставил выбора Ефремову, и он одобрил звание народного Евстигнееву. Но Ефремов вынудил Евстигнеева уйти из театра. А через три месяца Евгений умер. В театре все зависело от настроения, амбиций Олега Николаевича.
Корысть Мирошниченко
- Как относитесь к новому худруку МХАТа Константину Хабенскому?
- Хабенский - хороший артист, но быть хорошим худруком у него вряд ли получится. Руководитель театра обязан думать обо всем коллективе, ставить интересы коллектива выше своих, создавать спектакли, а Хабенский, судя по его действиям, прежде всего дает роли себе и своим друзьям.
- Константином очень довольна прима театра Ирина Мирошниченко. У актрисы - новые спектакли, концерты...
- Ира - моя ученица. Она - хорошая актриса, но холодная. У нее все - от головы, а не от сердца. Как в жизни, так и в искусстве. В отличие от Жанны Прохоренко, Ира вряд ли способна на большие чувства. В нее безумно был влюблен Сева Абдулов, но она его отшила из-за отсутствия выгоды. Прекрасный актер и человек Игорь Васильев страдал из-за Иры - тоже был выставлен за дверь по той же причине. Я был свидетелем первого брака Иры. На репетиции она сказала: «Поздравьте меня. Я выхожу замуж за Михаила Шатрова». Он был знаменитым драматургом, обласканным властью, и Ира охмурила его ради того, чтобы приобрести статус. Шатров был намного старше ее, но любил молодых и красивых актрис.
- Кто из современных актрис - недооцененная?
- Саша Захарова. Невероятно талантливая, с большим диапазоном, тонкая, интересная. Как она бесподобна в детективе Сергея Ашкенази «Криминальный талант»! Сейчас Сашу гнобят из-за ее отца - Марка Захарова. Набросились на нее со всех сторон, а она - совсем одна. Поэтому я и создаю театр, чтобы актеры не попадали в зависимость директоров-самодуров, а занимались профессией и радовали зрителей своим талантом.