25 мая, в день 70-летия Александра Суханова, математика, композитора, поэта и чудесного исполнителя своих песен, в том числе любимой многими «Зеленой кареты», на сцене московского киноклуба «Эльдар» состоится его юбилейный вечер. В концерте примут участие знаменитые актеры и музыканты. А накануне Александр Алексеевич и его супруга Елизавета пригласили «Экспресс газету» в свой загородный дом в Подмосковье.
Легендарный бард и его жена живут в Переделкине, в большом трехэтажном особняке, спроектированном самой Елизаветой в духе деревянного зодчества. Бревна для возведения дома специально доставили с Русского Севера.
- У меня, видно, неуживчивый характер, раз я не с первой попытки встретил свою Лизу, - добродушно улыбается Суханов, нежно обнимая вторую половинку. - Она единственная из моих трех жен, которая никогда, несмотря ни на какие разногласия, на дверь мне не указывала. От первой супруги Светы, которая родила мне двух дочек, в 1980 году я ушел ко второй жене Виктории. Но и с ней не вышло. Со своими дочками и с внуками, в отличие от Лизиных, не общаюсь. Увы, развела нас жизнь. Сейчас я счастлив. Мы с супругой - две половинки одного целого. Она всю жизнь шла мне навстречу. Благодарен ей за мягкость и терпимость. Правда, живем без штампа в паспорте. У нас все есть для отличного быта, и свадьба в этом смысле далеко не главное.
- Мы с Сашей учились в аспирантуре МГУ, состояли там в совете аспирантов, оба защитили кандидатские диссертации, а он еще заведовал кафе при вузе и устраивал танцевальные вечера. Там и познакомились, - берет слово Елизавета. - Долго просто друзьями были. А когда Саша ссорился со своими женами, приходил к нам с моим первым мужем ночевать…
Суд с «мадам Грицацуевой»
- В 1985 году мой супруг погиб, - продолжает избранница Суханова, - а спустя пять лет в наш с дочкой дом в очень плачевном психологическом состоянии пришел Александр. Я вздрогнула от его вида, а он тогда сказал: «Я уже не пою и не играю». Конечно, я понимала, что в бытовом плане он особо ничего не может, зато отлично в 80-е зарабатывал, концертов много давал. Но после развода со второй женой Викторией Лазич практически оказался на улице.
Недавно в «Экспресс газете» вышло с ней интервью о Саше. Сейчас она и из ток-шоу не вылезает. Выглядит, как мадам Грицацуева - накрашена и намазана, как цыганка-молдаванка. А ведь возраст уже солидный. Уверяет, что подруга всех и вся, в том числе Галины Брежневой и Михаила Козакова, который дифирамбы ей якобы писал. Тогда, в 80-х, она заведовала рестораном во Внуково. И там проводила вечера по интересам - приглашала артистов и журналистов. Вот такая помпезная женщина с претензией на свою исключительность. Но есть ли в ней эта исключительность?
Вашей газете она заявила, что купила жилье, где теперь моя дочка живет. С чего она это взяла? У моей Вики с ее мужем шикарная четырехкомнатная квартира. Оба когда-то окончили Институт электронного машиностроения, а ее супруг сейчас в Государственной думе. Их дочке, моей внучке Кате, 22 года, заканчивает Высшую школу экономики. И зачем, спрашивается, им жилье Лазич, если и своих шикарных апартаментов на Ленинском проспекте хватает?!
Нам с Викторией этой, кстати, в свое время пришлось судиться. И вовсе она не пушистая и легкая дама, какой хочет казаться с экрана телевизора. Сашу до больницы довела! Когда я ее увидела, стала ей шекспировский сонет «Зову я смерть» читать. С намеком, что написанное там именно к ней относится. У Саши эта Лазич отняла комнату на Патриарших прудах, которую ему когда-то в МГУ выделили. Потом за копейки купила ему на окраине Москвы квартиру. Еще разлучила Александра с его первой женой и двумя дочками - и не побрезговала! А в интервью «Экспресс газете» похвалилась, что Светлане помогала. Чем? Что мужа от нее увела?!
Света - кандидат биологических наук, умная женщина, не могу ничего плохого о ней сказать. У нее от Саши две дочки - Ольга и Анна, им по 48 лет. И у каждой по двое своих детей.
Мой муж - человек тонкой душевной организации. Натянутый как струна. Он близок мне по духу. Я филолог, люблю поэзию XIX века, как и он.
Я наполовину кореянка, но занималась русской поэзией. К Корее совсем нет привязанности. Я во Франции, в Сорбонне, в свое время преподавала, муж тогда и там выступал.
Верю в Бога и в судьбу. Был случай в молодости: опоздала на самолет, который в итоге разбился. А некоторое время назад попала в больницу с инсультом, но видите - выжила и говорю вроде ничего.
Мы с Сухановым 32 года вместе. Почему официально так и не поженились? Не вижу особого смысла. Саша говорит, что это нужно хотя бы для того, чтобы на кладбище рядом лежать. Но я пока туда не тороплюсь. Так что, может, позже.
Посиделки у камина
Выпустив пар, супруги перешли на более приятные темы. Суханов, например, припомнил, как стал бардом.
- Я и математик, и композитор. МГУ закончил. А до этого и в музыкальной школе учился, и в математической. Был победителем нескольких олимпиад по математике. А уже на первом курсе университета вступил в бардовский клуб, освоил гитару, начал писать песни и понял: это мое. После выступлений на публике открылось творческое дыхание и вдохновение. Ведь у нашего брата такая благодарная публика! Был знаком с Окуджавой, Городницким, Егоровым, Митяевым, Иващенко. Между нами никогда не было зависти и конкуренции.
- Теперь коллеги и друзья Александра, барды, приезжают к нам сюда, на дачу, сидим около камина, - подхватила Елизавета. - Тут хорошо и спокойно. Лес, пруд, колокольня, все есть. Сергей Никитин как-то сказала, что и до этого на наш пруд на рыбалку ездил.
Много известных людей моего Сашу ценили. Иосиф Кобзон, например, исполнял его песню «Среди миров» на слова Иннокентия Анненского. Когда-то Александр Вертинский ее пел, но в другом ключе - салонно-вальяжно и с другой музыкой. А у Саши своя история, своя мелодия получилась.
Саша Градский очень мужа уважал и симпатизировал его творчеству. Концерт к 70-летию супруга мы сначала планировали устроить на сцене «Градский Холл», но не получилось. И тогда Олег Митяев порекомендовал справлять в клубе «Эльдар». Всех зрителей туда и приглашаем.
Источник фото: Лариса Кудрявцева,Личный архив