Недавнюю премьеру спектакля «Он в Аргентине» в арт-пространстве «Внутри» рядом с московским Курским вокзалом со страхом ждала вся столичная богема. За пьесой Людмилы Петрушевской тянется черный шлейф неизбежной гибели. Считается, что причастность к этой постановке свела в могилу знаменитых актеров Ию Саввину, Олега Табакова и Марину Голуб, а также режиссера и театрального педагога Дмитрия Брусникина.
С монологом на устах актрисы-самоубийцы Дианы Евгеньевны из «Он в Аргентине» в августе 2011 года умерла первая исполнительница этой роли Ия Савина. О той трагедии в день теперешней премьеры припомнила драматург Петрушевская:
- Режиссер Дима Брусникин прочел пьесу и отдал ее своей любимой Ие Саввиной. Та позвала на вторую роль Наталью Тенякову (супругу Сергея Юрского. - Э. Ф.), и девочки начали репетировать с Димой. Как сказала мне Ия, «мы ухохатывались». Через год, накануне своего юбилея и премьеры, она скончалась. Наташа Тенякова приехала с дачи ее навестить, застала без сознания, наклонилась и произнесла фразу из «Аргентины»: «Ты не варила!» И вдруг великая актриса на мгновение пришла в себя и усмехнулась: «Нет». Назавтра она уже умерла, но накануне все слышала, а с ней уже не разговаривали... Знайте это!
На Ию Саввину, как только она начала репетировать пьесу, один за другим посыпались несчастья. В начале мая 2011-го ее госпитализировали с острым нарушением мозгового кровообращения. В июле того же года по дороге на дачу в Суздаль народная артистка угодила в ДТП и получила сильный ушиб грудной клетки. А спустя несколько дней, накануне кончины, пережила инсульт.
После ухода партнерши и подруги Тенякова наотрез отказалась участвовать в спектакле. На ее роль - Нинки - по совету Петрушевской Брусникин пригласил Марину Голуб, а на роль Дианы Евгеньевны - никому тогда не известную актрису из Саратова Розу Хайруллину. Ее обнаружил в провинции Константин Богомолов, а буквально навязал режиссеру худрук МХТ Олег Табаков.
Премьеру посвятили памяти Ии Савиной. А через неделю, 9 октября 2012 года, в ДТП погибла Голуб.
- Ужас, мистика, приговор спектаклю, - констатировала Петрушевская.
Роль Нинки перешла к студентке Брусникина Юлии Чебаковой. Старейшины МХАТа, включая Тенякову, отговаривали актрису от участия в постановке. Но Юлия отрезала, что все горе осталось в ее жизни позади и она ничего не боится.
В 17 лет Чебакова потеряла любимого. Сергей трагически погиб. Юлия задумывалась свести счеты с жизнью, но встретила будущего отца своего сына. Мальчика в честь первой любви назвала Сережей. А к моменту премьеры «Он в Аргентине» развелась с мужем.
Акт сожжения
Третьей жертвой творения Петрушевской стал Олег Табаков. Он был не только покровителем, но и отчасти спонсором создателей спектакля - вручил по $1 тыс. премии из личных средств актрисам и режиссеру. Олега Павловича не стало 12 марта 2018 года. А через четыре месяца неожиданно для многих в возрасте 60 лет скончался высоченный и крепкий Брусникин.
- Дима наш любимый умер от онкологии, - писала тогда Петрушевская. - Я в ночь его смерти, ничего не зная, но понимая, что он болен, написала ему письмо. Попросила не ставить мою новую пьесу «Кошкин дом - 2», которую отдала Табакову. Дима откликнулся, написал очень по-доброму, что подождем. А к утру скончался… Я всегда считала, что умру третьей, за Ией и Маней.
После смерти Брусникина спектакль исчез из репертуара МХТ. Тогда театр возглавил Сергей Женовач. И по словам драматурга, он приказал сжечь декорации. Вдова Олега Табакова Марина Зудина перед актом сожжения обнимала Розу Хайруллину и, по признанию Петрушевской, обе всплакнули. Вскоре и Марина, и Роза были вынуждены покинуть труппу. И только с недавним приходом на пост худрука Константина Хабенского вернулись к зрителям в качестве приглашенных звезд.
Магия несчастья
21 апреля Хайруллина и Чебакова сыграли премьеру «Он в Аргентине» на другой сцене - в арт-пространстве «Внутри» . Роза - Диану Евгеньевну, Юлия - Нинку. Премьеру посвятили памяти Брусникина. Обе актрисы впервые выступили в качестве режиссеров.
- Чебакова, с ее талантом все чувства делать большими, а драмы - яркими, уделала великую Хайруллину, - констатировала после показала театральный критик Наталья Ртищева. - Размазала крошечную тихую женщину… Всегда интересовало в Хайруллиной: откуда эта магия несчастья? Ей же просто достаточно помолчать с этим выражением навсегда застывшего одиночества. Прическу можно сделать тифозную, седые волосы, придумать андрогинную инопланетянку со странным голосом без обозначений пола и возраста. Но как поседеть изнутри? Дочь норильского шахтера. Детство в интернате. Брат - наркоман, потеря квартиры, смерть родителей. Скитание по городам и театрам. Алкоголь. Встреча с Богомоловым, Москва, Табаков. Все, что имеем, из прошлого. И такое остановившееся от горя лицо тоже.
За 12 лет жизни в Москве Хайруллина ничего, кроме известности, не приобрела. Актриса, получившая популярность после съемок в сериалах «Ольга», «Содержанки», «Псих» и «Зулейха открывает глаза», по-прежнему живет в полном одиночестве в театральном общежитии на Сретенке, за которое платит по 20 тыс. руб. в месяц. Ходит всегда в черной одежде. Продукты покупает по акциям в соседнем супермаркете «Магнолия». Друзьями ни в театре, ни в кино не обзавелась.
- Я верю в знаки судьбы и ищу их, - призналась Хайруллина «Экспресс газете». - Знаю - когда и где закончится мой путь. Сама выбрала для финала город, в котором окажусь после Москвы. Архангельск. Я родилась в холодном Норильске, а умереть хочу на Русском Севере, красивее которого нет ничего на свете. Я не боюсь играть в спектакле «Он в Аргентине» на московских сценах, потому что мне еще надо уехать в Архангельск. Москва для меня - временный пункт, и я здесь живу как странница.
Источник фото: Михаил Фролов/«КП»,Евгения Гусева/«КП»,Владимир Велнгурин/«КП»,Legion-Media