Спас знамя, выносил с поля боя товарищей и мастерски оперировал: как Иван Иванович Охлобыстин несколько войн прошел

Иван Охлобыстин

В последнее время Иван Охлобыстин очень часто выступает с критикой в адрес противников спецоперации на Украине, а также тех, кто покинул Россию в сложный для нее момент. Поклонники знают Ивана Ивановича, в том числе, по сюрреалистической драме на военную тематику «Нога», армейской комедии «ДМБ». А служил ли актер и драматург в армии на самом деле, и в каких войсках?

Хирург Охлобыстин

Забегая вперед, скажем: да служил. Разве могло быть иначе, учитывая то, чей он сын. Отца Охлобыстина тоже звали Иваном Ивановичем. Он прошел гражданскую войну в Испании, конфликт на озере Хасан, Советско-финскую и Корейскую войны, наконец, Великую Отечественную. Когда Охлобыстин-младший появился на свет, его родителю уже исполнилось 60. Брак рухнул, когда мальчику было всего пять лет, но Охлобыстин — старший связей с сыном не разрывал.

«Он жил рядом с нами, тоже на „Войковской“. И особо мною не заморачивался: выдавал деньги, обозначая время, когда я должен вернуться. И я был счастлив абсолютно. Иногда папа увозил меня с собой кататься на пароходе по Волге до Астрахани. Ночами мы вместе воровали с кормы тараньку, которую сушили на бельевых веревках матросы», — вспоминает Иван-младший.

Иван Охлобыстин

В Красную Армию отец Охлобыстина, выходец из крестьян, вступил добровольцем в конце 1920-х годов. «Папа со своим лучшим другом — абхазом хотели стать летчиками, но авиатехника тех времен не вызывала у них доверия», — написал в своем очерке артист. Так что Охлобыстин — старший выбрал другой путь — он сумел окончить Военно-медицинскую академию, которая сейчас носит имя Кирова, и стал фронтовым хирургом. Таким виртуозом, что, по крайней мере, согласно семейному поверью, был даже вызван для того, чтобы оперировать жену Сальвадора Дали Галу. Легенд о хирурге Охлобыстине в любом случае ходило немало.

Он спасал жизни, хотя сам неоднократно мог погибнуть. Был награжден орденами Красного знамени и Красной звезды. На своих плечах выносил с поля боя раненых товарищей. При выходе из окружения намотал на себя знамя после того, как знаменосец погиб, умудрялся и оказывать медицинскую помощь, и отстреливаться из пулемета. А еще Иван Иванович — старший был человеком невероятно жизнерадостным и никогда не унывающим. Он находил в себе силы шутить и смеяться, даже когда вся шинель была изорвана осколками.

«Передай привет бабушке»

Прощание Ивана Охлобыстина с отцом было оригинальным. Сын разделял специфическое чувство юмора военного врача. «Он был очень больным человеком, потому что у него два раза было прострелено легкое и несколько раз — печень, а еще у него была контузия», — рассказывает Охлобыстин. Когда мужчине было 67, он стал чувствовать себя совсем нехорошо и должен был пройти обследование в госпитале им. Бурденко. «Передай привет бабушке», — сказал на пороге медучреждения Иван отцу, зная, что его позабавит такая фраза. Бабушка Ивана-младшего к тому моменту давно умерла. Иван-старший в ожидании того, когда для него приготовят палату, присел в фойе и закрыл глаза. Окружающие подумали, что он заснул. Сон оказался вечным.

На гауптвахту за статью

Иван Охлобыстин в фильме «Нога» (1991)

«Бегущие» из России звезды теперь дело привычное. По-тихому улетели Алла Пугачева и Максим Галкин. Громко хлопнув дверью, уехала Чулпан Хаматова. За ними за бугор последовала Ингеборга Дапкунайте.

В 1984 году Охлобыстин-младший поступил во ВГИК, но уже после первого курса о нем вспомнили советские Вооруженные силы. Срочную службу Иван проходил два года в ракетной части, которая была расквартирована в Ростове-на-Дону.

По воспоминаниям артиста, это было непростое время. Охлобыстину довелось узнать, что такое дедовщина и драки в казарме. Это с одной стороны. С другой — он познакомился с суровой армейской дисциплиной. Во время службы у Ивана была возможность заниматься творчеством: он писал статьи для стенгазеты. В одной заострил внимание на нечищеных сапогах офицера и был отправлен на гауптвахту. Там будущая звезда бывала не раз. После прохождения воинской службы Охлобыстин обнаружил в себе гораздо меньше склонности к хулиганству, чем прежде. Сегодня Иван Иванович признает, что армия изрядно закалила его морально и физически.