У популярного актера Владимира Кошевого две большие премьеры. Обе – на любовную тему. «Анна и Амадео» — на сцене Московского Дома музыки и сериал «Елизавета» на канале «Россия 1». В интервью «ЭГ» Владимир Кошевой рассказал о своих героях-любовниках – великом итальянском художнике Амедео Модильяни и немецком лекаре Лестоке. Любопытно, что оба героя разрушили браки великих женщин России – Анны Ахматовой и императрицы Елизаветы.
- Владимир, вы создали образ мужа Анны Ахматовой Николая Гумилева, а теперь играете Модильяни. Судя по биографиям поэта и художника, они были противоположностями. На ваш взгляд, кто из них был созидатель, а кто разрушитель? Кто из мужчин больше подходил Анне Ахматовой?
- Ахматова все впитывала, «пропускала» через себя, чтобы состояться и стать первым поэтом XX века. Ничего не боялась, не стыдилась, не пряталась. Каждый из тех мужчин, с которыми она была, оставлял след (или «давал» повод) для творчества. Трудно сказать, кто именно «подходил». Она сама писала и переписывала свою жизнь и судьбу. Скорее всего, ей суждено было быть одной. Попутчиков было много, но в итоге — только одиночество и творчество.
- Модильяни провоцировал людей своим поведением, как и Николай Гумилев. Для чего им нужны были провокации?
- Это не провокации, это позиция и точка зрения, проявление своего эго, артистизм и кураж, свобода. И мифотворчество вокруг своей жизни было или намеренным, или случайным — мы не узнаем никогда, есть только впечатления современников (но можем ли мы им доверять?), только читая стихи или изучая оставленные рисунки, мы можем также выражать свои — личные.
- Есть ли закономерность в том, что Модильяни и Гумилев умерли в 35 лет? Гумилева расстреляли, Модильяни умер от туберкулеза.
- Вопросы к судьбе, и к тем, кто во всем видит мистику. Я не склонен проводить параллели. Честно — не знаю. От мистики стараюсь держаться подальше, правда, в кино и в театре мне достаются преимущественно роли роковых людей.
- Гумилев был военным, и вы учились в военном университете, тогда как Модильяни – убежденный пацифист. Кто из героев вам ближе?
- Ни один из героев. Мне, как артисту, чем дальше персонаж от меня самого — тем интереснее. Для меня сложно играть другого человека, а чем сложнее, тем дороже. Стараюсь создать Образ. Перевоплощаться в него. У меня нет ничего общего с героями, которых я исполняю в театре или кино. Хотел бы быть похожим и на Гумилева, и на Модильяни, но, к счастью или к несчастью, этого нет.
- Как вам работается с Александрой Захаровой в роли Анны Ахматовой? Если у вас большой опыт именно поэтических спектаклей, то у Александры Марковны не такой большой. Помогали вы ей в работе?
- Я — поклонник Александры Захаровой давно, и счастлив быть ее партнером. Очень обидно, что на сцене родного Ленкома она появляется крайне редко в последнее время, и это большая удача увидеть всеми любимую артистку на сцене ММДМ. Александра Марковна читает стихи великолепно.
- Не влюблены ли вы в дочь Марка Захарова? Или любовь Модильяни к Ахматовой вам передалась?
- Конечно, я влюблен в Александру Марковну. Причем очень давно.
- Может быть, вы рисуете?
- Увы, рисовать я не умею.
- Были ли вы в Париже, в местах Модильяни? Какие впечатления?
- Однажды я был на Монмартре весной, и мне было интересно смотреть за толпой, которая перемещалась бездумно, как река по узким улочкам. Я впечатлительный, люблю фантазировать. Но знаю, что жизнь у художников тяжелая, к сожалению, у всех представления о творческой среде легковесное, поверхностное. Никому страдания неинтересны.
- Как к вам приходят роли великих людей? Может быть, у вас есть некая сила притяжения? Вы сыграли Гофмана, Феликса Юсупова, Сталина, Василия Каменского и других.
- Я где-то уже об этом говорил: не артист выбирает роли, они сами находят тех, кто должен их исполнять. Я никогда не ждал и не «звал». Все происходит как бы само собой. Казалось бы, проще простого, только работай… но без режиссера я бы ничего никогда не сделал. Артист только исполнитель воли режиссера. Уточню: талантливого, умного, тогда — один результат, а если наоборот – все сразу видно.
- В новом сериале «Елизавета» вы играете хирурга Лестока. Вашему герою доверяла Елизавета Петровна, которая была умной и проницательной женщиной. Известно, что Лесток был шпионом международного уровня. Какой он был человек? В чем секрет его влияния на российских императриц?
- Лестоку приписывают и роман с Елизаветой, мало ли что говоря. Лесток был определенно одаренным политиком и врачевателем, но и при этом и прохиндеем, и авантюристом. История Лестока очень увлекательная и неоднозначная. Он был личностью и знал науку обольщения женских сердец. Недаром они ему доверяли свои тайны при дворе.
- Вы сыграли много героев русской истории. Есть ли у вас кумир – историческая личность?
- Нет, наверное. Я увлекаюсь историей вообще. И каждая личность — будь то Гумилев, или Лесток, или Сосо Джугашвили, которого я играю в спектакле «Рождение Сталина» — мне сразу интересна, я начинаю его изучать, присваивать, любить, или искать, за что можно полюбить…
- Вас любят зрители. Много поклонников таланта. Вы не прибегаете к скандалам. В чем секрет зрительской любви?
- Если бы я знал… не знаю. Может, время не пришло еще понять. Да и нужно ли это понять. Я ценю очень внимание зрителей и дорожу их отношением. Это дает веру, что все усилия не зря.