Подруга-режиссер о Евгении Брик: «Какие глупые и наивные представления у меня были об этой женщине»
- Алена, есть ли прототипы у ваших героев?
- Все персонажи фильма - представители креативного класса, и только один из них, герой Кирилла Сафонова, - чиновник нового времени. Игорь - современный, продвинутый, коммуникабельный. Причем он является неким контрапунктом по отношению ко всем остальным. На первый взгляд его действия - правильные. Но если заглянуть глубже, то всплывут человеческие слабости, включая эгоизм. У него нет реальных прототипов, но я бы сравнила его с Сергеем Капковым.
- Что скажите о персонаже Евгении Брик?
- Ее героиня - жена Игоря, модный столичный фотограф. Не гламурный художник, а серьезный репортер и портретист. Наша российская Энни Лейбовиц (американке принадлежат портреты президентов, членов королевских семей, самых известных в мире музыкантов и голливудских звезд. - А. З.). Женя рассказывала мне о том, что в Лос-Анджелесе (где актриса жила в последние годы и там же лечилась от онкологии. - А. З.) очень много наблюдала за своей подругой-фотографом и училась у нее этому искусству. В фильме был консультант - известный фотограф Алексей Наумов. Но роль Даши для Евгении была важна в первую очередь из-за драматической истории женщины, вынужденной принимать решения, причем неправильные. И при этом оставаться достойным человеком. Сыграла очень убедительно и тонко. Могу только предположить, что на момент съемок Женя была абсолютно здорова.
- Героиня Брик хоронит близкого человека. Сегодня мы знаем, что в жизни актрисы случилось все с точностью до наоборот - продюсер Тодоровский потерял супругу.
- История Жениной болезни, ее мужества стала для меня шоком. Помимо общей работы, мы дружили: ежедневно перезванивались, переписывались, и ни о чем таком я не подозревала. Ее ранний уход радикально перевернул мое представление о Брик. Раньше я думала, что Женя - нежная, очень красивая, легкая, воздушная, солнечная девочка. Баловень судьбы. Мне казалось, что ее жизнь усыпана только розами и у нее нет ни малейшей причины для переживаний и страданий. Она выросла в очень хорошей, любящей семье. У нее прекрасные отношения с сестрой, какие редко бывают. Чудесные отношения с мамой…И своя идеальная семья. Я много лет работаю с ее мужем Валерием Тодоровским и знаю, что в их семье царила полная гармония. Наблюдая за Женей, ловила себя на мысли: «Столько счастья одному человеку - так не бывает!» Невольно возникали вопросы: «Почему одному - все, а другому - ничего»… Когда Жени не стало, поняла, какие глупые и наивные представления у меня были об этой женщине.
- Когда общались в последний раз?
- Женя собиралась сниматься в моей следующей картине, у нее были мысли только о будущем. Я прислала ей сценарий, мы его обсуждали. Что-то дописывала по ее совету. Ничто не предвещало беды. Она ни разу не пожаловалась, не обмолвилась о том, что в ее жизни - сложная ситуация. При всей легкости, хрупкости, женственности Женя оказалась не просто сильным, а невероятно мужественным человеком.
- С Кириллом Сафоновым сразу сработались?
- Если с выбором Жени мы определились довольно быстро, то исполнителя роли Игоря искали тотально долго. Пробовались все известные артисты этого возраста. Неожиданно Валерий Тодоровский предложил Кирилла. Представил его как серьезного профессионала. И пробы меня убедили. Раньше я воспринимала Сафонова как артиста одного амплуа - героя-любовника, и была приятно удивлена, что это не так.
- Алена, как вам удается снимать фильмы на серьезные темы, не теряя чувство юмора и оптимизма?
- Просто у меня очень много комплексов, фобий и слабостей. А в сценариях и фильмах гораздо легче быть веселой, остроумной и философски мудрой... Я этим активно пользуюсь! В своем кино я такая, какой мне хотелось бы быть.