Федор Лавров о маме: «Она не сочла нужным приехать в Москву на мою свадьбу»
- Федор, а ведь вам снова досталась роль самоубийцы. Помнится, в эпохальном сериале Тодоровского «Оттепель» вы сыграли прототипа поэта и сценариста Геннадия Шпаликова, который свел счеты с жизнью. И вот теперь очередной камикадзе…
- Сергей Газаров ставит спектакль по двум пьесам Чехова - «Леший» и «Дядя Ваня». Их объединяет мой герой, которого в «Лешем» зовут дядя Жорж. Да, далеко не в первый раз буду играть человека, который покончил с собой. Помимо «Оттепели», сразу приходят на ум фильмы «Большая поэзия» и «Мужики и бабы», в которых мои герои уходят из мира по своему желанию.
- Вы баловень судьбы, любимчик женщин и режиссеров. И вряд ли у вас есть сходство с тем же Войницким?
- Сходство есть - любовь к некому шутовству. Стараюсь сохранить в себе этого маленького клоуна, который со мной с раннего детства. Когда встретил свою нынешнюю жену Елену, так ей и сказал: «Ну что, будешь женой клоуна?»
- Двум первым супругам говорили то же самое?
- Не говорил, и в этом моя ошибка.
- Прототип вашего героя в «Оттепели» Шпаликов перед смертью оставил записку: «Вовсе это не малодушие - не могу я с вами больше жить. Устал я от вас». А на ваш взгляд, этот поступок все же малодушие?
- Нежелание искать выход из сложной ситуации - это малодушие. Ни в коем случае не осуждаю Геннадия Федоровича, но назвать его поступок героизмом не могу. Когда я снимался в «Оттепели», проводил параллели между Шпаликовым и лидером группы Nirvana Куртом Кобейном. Во многом - похожий финал. И маленькие дочки, и влияние пагубных привычек, и довольно неряшливые прощальные записки.
- Почему неряшливые?
- Слишком много слов. Путаных. Единственное, что было ясно - любовь к дочерям. Мне, отцу троих детей, знакомо это чувство - страха за их будущее. Если бы Шпаликов нашел в себе мужество жить дальше, то его таланты бы полностью раскрылись. Увы, он многое не успел. Впрочем, только сам человек до конца понимает, насколько его дар оценен.
- Федор, вы испытали невостребованность, а сегодня нарасхват. Пригодился ли вам опыт безработного артиста?
- Конечно… В каждом моем персонаже есть это чувство недооцененности. Но сам я не делю свою жизнь на период невостребованности и полной занятости. Мой отец - Николай Лавров - артист театра и кино, и я знал о всех сложностях этой профессии.
- И мама - Наталия Боровкова - актриса. Говорят, у вас с ней сложные отношения...
- Мама - очень интересный и своеобразный человек. Отношения у нас нежные и доверительные. Она не сочла нужным приехать в Москву на мою свадьбу с Еленой, но это не причина для обиды. Тем более что до Лены у меня были две женщины - и мама их хорошо знала. Могу предположить, что она не в восторге от того, что я не с первого раза обрел стабильную семью. У моих родителей все было иначе. Я бы хотел быть таким же серьезным, верным, ответственным и надежным человеком, как мой отец.
Семейные тайны
Отец Федора - заслуженный артист России Николай Лавров был гордостью Петербурга. Он скончался в 2000 году в 56 лет. Причиной смерти могли стать переживания из-за гибели близкого друга - педагога, режиссера и драматурга Богина. Николая Григорьевича позвали опознать труп Михаила. Он опознал, а на девятый день умер сам.
- Все случилось молниеносно, - вспоминал сын. - Он сгорел за три дня. Лучшие врачи ничего не смогли сделать. Отец незадолго до смерти попал в аварию. Он был в ней виноват. В итоге залез в долги, чтобы расплатиться. Из-за этого он также очень сильно переживал. Наложилось одно на другое.
46-летний Федор - отец троих детей. Старшую дочь Глафиру родила его школьная подруга Софья, когда обоим было по 20 лет. Воспитание девочки легло на плечи родителей-актеров нашего героя. Немудрено, что Глафира Лаврова тоже стала артисткой и сейчас служит в БДТ. Поклонники отмечают ее сходство со знаменитым дедом.
- Прежде чем встретить нынешнюю супругу, у меня случилось еще несколько браков: одни - без штампа, другие - официальные, были даже церковные, - делился Федор с «Экспресс газетой». - Моя Елена на шесть лет моложе. Не актриса, по образованию - юрист-международник. И это, знаете, хорошо - в семье должны быть люди с мозгами. Заочно мы с Леной достаточно давно знакомы, а лично нас свела моя двоюродная сестра Лиза из Питера, пригласив обоих на выставку в свою галерею.
Сейчас у пары подрастают дочь Марта и сын Фрол.