В московском Доме кино прошел вечер памяти Юрия Богатырева, посвященный его 75-летию. Раньше всех, наряженный как на день рождения друга, пришел Станислав Садальский. А после рассказал, что встретил на мероприятии 78-летнюю актрису Надежду Серую, вдову Богатырева.
- Надежда Серая - единственная жена Юры Богатырева, - сообщил Садальский. - Много лет после смерти Юры про нее говорили, что он не был женат. Даже для его мамы новость стала шоком. Татьяна Васильевна так и не признала этот брак сына, ей все грезились невестки вроде Наташи Гундаревой. Между тем Надя отказалась от наследства в пользу Юриной мамы. И к слову, никогда не скакала по телеканалам с лозунгом: «Я жена». А могла бы! Она официальная вдова уже 33 года.
Серую, инкогнито побывавшую на вечере памяти, в молодости сравнивали с Натальей Варлей - такая же миниатюрная брюнетка с большими карими глазами и стрижкой-каре. Говорят, что Богатырев, которого всю жизнь очень мучило его влечение к мужчинам, женился на Надежде отчасти из-за юношеской симпатии к однокурснице Варлей. Актриса на вечере повторила рассказ из своей автобиографический книги «Канатоходка»:
- Мы с Юрочкой дружили. Он жил после окончания Щуки в театральном общежитии рядом с Кремлем. Юрочка приходил часто - и просто так, и когда на душе было тяжело. Мог разбудить меня телефонным звонком и спросить: «Натульчик! Ты дома? А можно я зайду с бутылкой водки? Мне плохо…» И он приходил. Иногда плакал и делился своими горестями. Я слушала, выпивала с ним пару рюмок.
После появления у Богатырева долгожданной отдельной квартиры на улице Гиляровского, его собутыльниками стали партнеры по Московскому художественному театру, прочая богема и случайные знакомые.
- И это наконец-то собственное жилье стало его бедой: пользуясь его добротой и мягким характером, в доме все время паслись странные люди, часто спаивающие его. Хотя пить ему было нельзя - сердце, сосуды, давление, - со слезами на глазах признавалась Варлей.
Актер и режиссер Авангард Леонтьев вспомнил церемонию прощания с Богатыревым, умершим в 41 год, в феврале 1989-го:
- Театр утопал в слезах. Висели траурные флаги и полотно с черной лентой и с изображением чайки. Олег Ефремов, прощаясь с любимым артистом, сказал: «Уходят самые чистые».
Накануне смерти Юрий играл с Ириной Мирошниченко в спектакле «Перламутровая Зинаида». Играл с высоким давлением - на разрыв аорты.
Александр Адабашьян - посланник от команды Никиты Михалкова, на вечере памяти рассказал историю, как рождался знаменитый танец тещи и зятя в фильме Никиты Сергеевича «Родня»:
- Эту пляску ставил известный балетмейстер Большого театра. Репетировали целый месяц. Михалков хотел, чтобы все движения были отточенными и выразительными. Нонна Мордюкова оттоптала Юре все ноги. Она хотела быть главной в танце и буквально атаковала Богатырева.
Источники фото: Борис Кудрявов, sadalskij.livejournal.com