Сергей Бочаров: Высоцкого подтолкнули к смерти его приятели!
В ранней кончине барда скандальный художник обвиняет Евтушенко, Рязанова и Вознесенского
25 июля исполняется 30 лет со дня смерти Владмира ВЫСОЦКОГО. Незадолго до кончины актера эпатажный художник Сергей Бочаров запечатлел его с петлей на шее и в окружении «лучших друзей» - Евгения Евтушенко, Булата Окуджавы, Эльдара Рязанова, Андрея Вознесенского и Андрея Дементьева. Вот уже 30 лет маэстро свято верит в то, что именно эти люди стали для Высоцкого злыми демонами, подтолкнувшими его к падению и безвременному уходу.
Художник Сергей Бочаров |
- Всё окружение Высоцкого страшно завидовало невероятной любви народа к нему, - говорит художник Сергей Бочаров. - Они считали Владимира актером, бардом и не могли простить того, что для простых смертных он был поистине народный поэт. Вели себя с ним высокомерно, считая его творчество балаганом. Вместо того, чтобы поддержать Высоцкого, они травили и унижали его. А после смерти вмиг стали его «лучшими друзьями».
«Вот тебе банька по-черному, пьянь!»
- В 1978 году я, 25-летний студент, увидел Высоцкого на Мосфильме, и предложил создать его портрет. Рассказал, что ещё в Сибири, в старообрядческой деревне Серединке, где я вырос, я вывешивал динамик на фасаде избы и крутил первые любительские записи Высоцкого для всех жителей. Владимир Семенович согласился, но на все запланированные сеансы не являлся, - рассказывает Сергей Бочаров. - Но я был настойчив. С холстом и этюдником караулил его после спектаклей, концертов, киносъёмок. Даже в другие города за ним ездил! Через несколько месяцев Высоцкий, наконец, воспринял меня всерьез и уже сам приезжал ко мне на сеансы в мою съемную комнату в коммуналке.
Ужас состоял в том, что я всегда жил на птичьих правах, а Высоцкий во время сеанса любил громким зычным голосом петь одну и ту же песню «Протопи ты мне баньку по-чёрному». Однажды моя соседка, буфетчица Раиса Петровна подкараулила Высоцкого в коридоре и начала хлестать мокрой половой тряпкой по его необыкновенной кожаной куртке, кричала: «Вот тебе, банька, пьянь, вот тебе банька!» и старалась угодить ему в лицо. Я защищал его: «Это же великий Высоцкий! Гамлет!» На что Раиса Петровна отвечала: «Какой это Высоцкий? Это же пьянь!» Для людей, знавших Высоцкого только по песням, он был идеалом. В реальном человеке, который ведёт себя как алкоголик, но при этом у него нет запаха изо рта, не только соседи художника отказывались признавать своего кумира. Узнав спустя годы, что он был наркоманом, многие испытали шок.- Я писал с натуры около 30 сеансов. Пока Высоцкий позировал, мы говорили о театре, кино, живописи, актёрах, поэтах, Сибири. Иногда он неожиданно поднимался, делал стойки на руках и отжимался. Но выглядел глубоко больным человеком. Лицо было опухшим, к концу дня его энергия полностью угасала, глаза были отрешённые, а на последних сеансах они словно смотрели внутрь себя, что говорило о приближении смерти.
Тот самый портрет Высоцкого с удавкой на шее, для которого актер позировал Сергею Бочарову. |
«Друзья» не простили народной любви
- Сначала на портрете не было никаких «демонов», - продолжает Бочаров. - Я написал их, то есть Евтушенко, Рязанова, Вознесенского, Ахмадулину и Окуджаву, вверху, в правой и левой части портрета за несколько месяцев до смерти Высоцкого, весной 1980 года. Увидев это, Владимир Семенович насторожился. Он вообще был очень осторожным человеком и страшно боялся изображённых мною людей, так как страстно мечтал, чтобы его стихи опубликовали. И именно от этих влиятельных личностей зависело, быть тому или нет. Он попросил меня их затемнить, чтобы они не бросались в глаза. Каждый раз он просил затемнить их ещё больше…
Получая в редакциях отказ за отказом, Владимир Семенович не понимал, почему его никто не хочет печатать. Ведь все его песни проходили ту же цензуру перед выпуском и пластинок, и фильмов. А вся творческая Москва знала, что не публиковали его просто потому, что этому всячески противодействовали его «друзья»-поэты. А после его смерти все дружно стали списывать свои грехи на советскую цензуру.
Владимир Высоцкий. Фото zvuki.ru |
Тяготел к большим деньгам
- Высоцкий оставил у меня впечатление большого любителя красивой жизни. У него единственного из актеров СССР в те годы был «Мерседес». Думаю, что если бы Высоцкий был жив сейчас, то он оказался бы в демократическом лагере, поближе к большим деньгам. Он и в друзья себе старался подбирать людей богатых, которые могли его спонсировать. Чтобы пробиться в кинематографе, зачастую использовал влияние и славу Марины Влади. Как-то, будучи на спектакле в театре на Таганке, я услышал разговор Марины Влади с Эльдаром Рязановым. Она предлагала Высоцкого на роль Сирано в новом фильме. Владимир Семенович при этом молча стоял рядом. Потом, когда Рязанов так и не взял его в фильм, я спросил Высоцкого: «Что это вас Эльдар Рязанов так не жалует?» Но он принялся его оправдывать: мол, Рязанов хотел, да Госкино не утвердило. И знал, что это была ложь от первого до последнего слова. Митта захотел утвердить Высоцкого — и утвердил!
Досье
*Сергей Бочаров родился в 1953 году в Новосибирской области. Член Союза художников и Союза кинематографистов России. Обладатель трех международных премий Гран-При за картины. Пикассо подарил ему собственный рисунок с подписью: «Лучшему рисовальщику моего любимого Советского Союза». В 2005 году персональная выставка Бочарова прошла в здании администрации президента России. Бочарову позировали Паваротти, Брежнев, Джанни Версаче. Известен скандальными политическими полотнами «Рвущийся к власти. Портрет Горбачева», «Цирроз печени. Портрет Ельцина», «Кремлёвская баня».
* Булат Окуджава - поэт. Работал редактором в издательстве «Молодая гвардия», затем — заведующим отделом поэзии в «Литературной газете». * Андрей Дементьев - поэт. С 1967 года был редактором отдела поэзии в издательстве «Молодая гвардия», с 1972 по 1981 год - заместитель главреда журнала «Юность», а затем 12 лет его глава. Тираж издания, в котором печатались Аксенов, Арканов, Астафьев, Ахмадулина, Васильев, Друнина, Вознесенский, Евтушенко, Окуджава, достиг 3 млн 300 тыс экземпляров.* Белла Ахмадулина – поэт. В 1979 году участвовала в создании литературного альманаха «Метрополь». Ее первым мужем был Евгений Евтушенко, вторым — писатель Юрий Нагибин.