Высоцкого перед смертью хотели посадить

Муж Ольги Зарубиной отсидел семь лет за организацию «левых» концертов барда

Власти хотели любым способом заставить барда замолчать

Власти хотели любым способом заставить барда замолчать

Муж Ольги Зарубиной отсидел семь лет за организацию «левых» концертов барда

25 июля 1980 года, в разгар Олимпийских игр в Москве, умер Владимир ВЫСОЦКИЙ. Незадолго до смерти у барда и актера возникли серьезные проблемы с правоохранительными органами из-за «левых» концертов. За них ему в обход советских законов платили гонорары, многократно превышавшие официальные концертные ставки. В этой истории была замешана еще одна известная персона - певица Татьяна АНЦИФЕРОВА. Та самая, которой ЦК КПСС доверил вместе со Львом ЛЕЩЕНКО исполнять в день закрытия Олимпиады в Москве знаменитую песню Александры ПАХМУТОВОЙ и Николая ДОБРОНРАВОВА «До свиданья, Москва, до свиданья».

- С 1978 по 1979 год у моего ансамбля «Музыки» было много совместных концертов с Высоцким: в первом отделении выступали мы, во втором - Владимир Семенович, - рассказала Татьяна Анциферова. - В то время он уже довольно плохо себя чувствовал. К нему постоянно приезжала «скорая» - и перед концертами, и во время. А летом 1979 года на организаторов концертов Высоцкого было заведено уголовное дело о финансовых нарушениях. Начались первые «посадки». В частности, арестовали администратора Василия Кондакова. Об этом нам сообщил следователь, который допрашивал нас на гастролях в Ялте. Позднее под стражу взяли администратора Владимира Гольдмана и еще нескольких директоров филармоний.

«В июле загремит в тюрьму»

- Нас тоже неоднократно вызывали на допросы, - продолжила Татьяна Владимировна. - Спрашивали - наши ли стоят подписи на документах? Мы же расписывались в ведомостях за полученные деньги. А в деле фигурировали еще какие-то поддельные ведомости. Мы на фальшивых платежках руки не нагревали, гонораров лишних не получали. Тем не менее участников нашего ансамбля запугивали тюрьмой. Обвиняли в том, что своими показаниями мы намеренно покрываем Высоцкого и затягиваем следствие. Эти слова отчасти были справедливыми. Кто-то из администраторов, еще остававшихся на свободе, каждый раз звонил нам и предупреждал, что нужно говорить на допросе. Например, какие бы бумаги ни показали, говорить, что это не наши подписи. В другой раз наоборот - просили признавать все автографы подлинными, даже если это не так. Так все тянулось по 1980 год. Естественно, у следственных органов это вызывало недовольство. Им очень хотелось посадить Высоцкого.

Татьяна АНЦИФЕРОВА

Татьяна АНЦИФЕРОВА

Помню, в конце июня 1980 года, когда мы были на гастролях в Молдавии, приехал следователь и вкрадчивым голосом мне сказал: «Ну, Татьяна Владимировна, будем говорить правду? Мы уже подошли вплотную к Владимиру Семеновичу. Теперь ему не отвертеться. В июле Высоцкий загремит в тюрьму. А потом и за вас возьмемся».

- «Неужели вам его не жалко?» - удивилась я. «По-человечески - жалко, - признался следователь. - Но он подрывает советскую экономику». Я еще тогда подумала: «Боженька должен найти какой-то выход из этой ситуации», хотя, конечно, не ожидала, что выход будет таким трагическим...

Когда Высоцкий умер, все стали охать и ахать. А я сказала: «Может, так лучше». Потому что над ним реально нависла угроза ареста. Из-за этого он сильно нервничал и в больших количествах употреблял алкоголь и наркотики.

Ольга ЗАРУБИНА с Леонидом КУРАВЛЕВЫМ и Владимиром ЕВДОКИМОВЫМ

Ольга ЗАРУБИНА с Леонидом КУРАВЛЕВЫМ и Владимиром ЕВДОКИМОВЫМ

Не менее драматично сложилась судьба и других фигурантов того уголовного дела. Слышала, что один из них - директор филармонии по фамилии, кажется, Лисицын - покончил с собой. Василий Кондаков умер в тюрьме. Владимир Гольдман вышел через семь лет. Столько же отсидел по этому делу и администратор Владимир Евдокимов, который потом стал мужем певицы Ольги Зарубиной (исполнительница хита «На теплоходе музыка играет». - М. Ф.) и уехал с ней в Америку. Разные сроки получили еще несколько человек.

Администратор Владимир Гольдман долгое время скрывался от следствия. Помню, в ноябре 1979 года после концерта в украинском городе Александрия мы смотрели в гостинице очередную серию фильма «Место встречи изменить нельзя» и с удивлением увидели его в роли одного из посетителей ресторана. А буквально через несколько минут в дверь постучал следователь и начал интересоваться у нас, не знаем ли мы, где сейчас может находиться Гольдман. Меня подмывало сказать, что его только что показывали по телевизору. Но муж дал мне понять, что лучше промолчать.

ВЫСОЦКИЙ со своими администраторами - Валерием ЯНКЛОВИЧЕМ и Владимиром ГОЛЬДМАНОМ

ВЫСОЦКИЙ со своими администраторами - Валерием ЯНКЛОВИЧЕМ и Владимиром ГОЛЬДМАНОМ

Посмертное фото Владимира. Рядом с ним друзья: Валерий ЯНКЛОВИЧ, Вадим ТУМАНОВ, Всеволод АБДУЛОВ и Игорь ГОДЯЕВ (фельдшер, достававший актеру наркотики, умер в 1983 г.)

Посмертное фото Владимира. Рядом с ним друзья: Валерий ЯНКЛОВИЧ, Вадим ТУМАНОВ, Всеволод АБДУЛОВ и Игорь ГОДЯЕВ (фельдшер, достававший актеру наркотики, умер в 1983 г.)






Советский миллионер и друг Высоцкого Вадим Туманов оказался мистификатором
«Он психованный»: за что Высоцкого били по лицу на съемках фильма «Карьера Димы Горина»