Вино - не кино: автор «Белого солнца пустыни» перед смертью написал продолжение, а публике приглянулся другой талант Ибрагимбекова
- Я считаю себя азербайджанцем, для которого Азербайджан и Россия - в равной степени родина, - не уставал повторять Ибрагимбеков. - Поскольку по своему мироощущению я остаюсь советским человеком, то Россия для меня по-прежнему не другая, не чужая страна. Да, я родился в замечательном городе Баку, я сердечно привязан к нему, но в 24 года я переехал в Москву, вернее, стал там жить.
В Первопрестольной выпускник Азербайджанского института нефти и химии окончил Высшие сценарные, затем режиссерские курсы во ВГИКе. А в компанию создателей прославившего его фильма попал случайно.
- Я дописывал сценарий на Одесской киностудии, а «Белое солнце пустыни» должен был снимать Андрон Кончаловский, ему идея фильма очень понравилась, - вспоминал Рустам Мамед Ибрагим оглы. - Мне пришла телеграмма с приглашением на «Мосфильм». Оказалось, что нужен был специалист по Востоку. Если бы я признался, что ни разу не был в Средней Азии и не участвовал в революции, то меня бы не взяли. Поэтому пришлось притвориться бывалым восточным человеком.
В какой-то момент Кончаловский ушел из проекта, потому что ему стало неинтересно (позже первоначальный вариант его совместного с Сергеем Горинштейном сценария «Белого солнца…» сняли на «Узбекфильме» под названием «Седьмая пуля»), и к работе над фильмом подключился режиссер Владимир Мотыль.
- Он привнес интонацию сказа, былинности, поэтому рождение такого героя, как Сухов, и обеспечило картине долгую жизнь, - считал драматург, который в тот момент еще продолжал зарабатывать по своей первой специальности, связанной с нефтегазовым оборудованием.
А вот с братом Кончаловского - Никитой Михалковым - Ибрагимбеков до поры до времени сотрудничал гораздо продуктивнее.
- Никита свою первую картину, дипломную - «Спокойный день в конце войны» - снял по моему сценарию, - делился драматург с «Экспресс газетой» незадолго до смерти. - Дальше - долгая пауза. В конце 80-х мы снова встретились и сняли три картины - это «Урга - территория любви», «Утомленные солнцем» и «Сибирский цирюльник». В бытовом плане мы с Михалковым дружим. Хотя у нас диаметрально противоположные взгляды на главные вопросы бытия. Мы не враги, но уже и не соавторы. Что-то вроде «и не друг, и не враг…»
В работе над сценарием «Утомленных солнцем - 2» Ибрагимбеков уже не участвовал, а вот продолжение - точнее, приквел - «Белого солнца пустыни» написал. Из него вроде бы мог получиться добротный сериал.
- С моим замечательным соавтором Валентином Ежовым мы описали события, которые предшествовали появлению героев фильма в среднеазиатской пустыне. Нам это было интересно. Получился сценарий восьмисерийного телефильма, на мой взгляд, очень неплохой, - вздыхал мэтр. - Позволяю себе оценивать его, потому что писал не я один. Было несколько попыток реализовать этот замысел, но помешали разного рода обстоятельства. В итоге на основе сценария мы с Ежовым написали роман.
С тем же Валентином Ивановичем Ибрагимбеков создал еще один сценарий о бывшем красноармейце Сухове. По их задумке герой возвращается домой после смерти Сталина из ГУЛАГа и узнает, что Абдулла стал важной шишкой в Средней Азии.
- Но и этот сценарий мало кого интересует, - пожимал плечами Ибрагимбеков. - Во всяком случае, ко мне никто по этому вопросу не обращается. Ходить же по продюсерам мне в моем возрасте не пристало.
В какой-то момент Ибрагимбеков стал азербайджанским виноделом. Когда собрался построить на родине отца домик, закупил там тонну винограда и с местными мастерами вручную изготовил 800 бутылок сухого. Получился замечательный продукт, и драматург решил продолжить.
- Купил рядом с домом пять гектаров земли по фантастически дешевой цене - 10 долларов за сотку, посадил там виноград. Каждый сезон изготавливаю 5-6 тысяч бутылок сухого вина, - гордился он.