Никто так тонко не чувствует абсурдную логику кино, как люди, которые его снимают. Поделиться секретами профессии мы попросили маститого кинооператора Дмитрия Мальцева, недавно отметившего 50-летие и успевшего за эти годы поработать не только в России, но и в Голливуде.
- То, что меня тянет к знаменитостям, я понял еще детстве, когда с родителями отдыхал в Подмосковье, - с улыбкой начал рассказ Мальцев. - Рядом с нами тогда расслаблялся и готовился отстаивать корону чемпиона мира по шахматам с Гарри Каспаровым Анатолий Карпов. Однажды плавая рядом с Анатолием Евгеньевичем, я случайно заехал ему в нос, выныривая из воды, и разбил его. Девушка, которая была тогда с ним, очень переживала за возлюбленного. Матч, кстати, в результате он проиграл.
Я по первому образованию дирижер оркестра, окончил музучилище и поучаствовал в четырех парадах на Красной площади. Умудрился пройти по ней с проколотыми ушами и серьгой, но, разумеется, в военной форме. Никто не отругал, а, наоборот, за хорошую работу благодарность получил.
О происшествиях на съемках
- После окончания ВГИКа Владимир Меньшов «продал» меня еще с несколькими ребятами в Китай. Там снимали очень интересную историю в честь очередной годовщины российско-китайской дружбы. Экранизировали сценарий о русской переводчице, которая во время войны (тогда Япония захватила часть Китая) спасала китайские семьи.
Потом в США, в Голливуде, работал. Я говорю по-английски, но я же не актер, поэтому мой акцент не так важен. Главное, чтобы рядом были осветитель и механик камеры, понимающие по-русски.
Конечно, это кошмар, что произошло на съемках с Алеком Болдуином, когда он застрелил женщину-оператора. И это не первый случай. С Брендоном Ли все то же самое произошло. Я уверен, что в обеих трагедиях виноваты пиротехники и реквизиторы, плюс продюсеры, которые хотели сэкономить. Часто бывает, что на съемках используют боевые патроны, а не камуфляж. И с их помощью показывают, как гильза вылетает на крупном плане. Видно, в случае с Болдуином крупные планы отсняли, а потом не перезарядили на холостые патроны, и это стоило человеку жизни. Безалаберность!
И у меня на съемках случались эксцессы. Один раз мой коллега еле успел отбежать от мчащейся на него машины. А каскадер упал прямо рядом с ней. Или вспоминаю, как на картину в Турцию приехала с мужем актриса Анастасия Микульчина. За день до старта решила на скутере покататься и неудачно упала на повороте. Ободралась от пяток до груди, и мало того что пришла на площадку вся забинтованная, так еще и хромать стала. Но как-то снял ее. А только за несколько дней до финала мы сумели раздеть актрису и показали ее фигуру в купальнике. Но этот фильм так и не вышел.
В Голливуде я работал с Харви Вайнштейном, но проект мы так и не успели закончить - вспыхнул громкий секс-скандал. Харви своих возлюбленных сделал звездами. Думаю, они благодарны ему, но поддались на провокацию. Я слышал, что Вайнштейн дал деньги на избирательную кампанию Хиллари Клинтон. Когда она проиграла, он попросил вернуть, а она, чтобы этого не делать, сломала ему и карьеру, и жизнь. До этого была уверена в победе и не собиралась возвращать вложенные средства. А потом, видно, сказала: «Девочки, давайте! Вы же актрисы, активные члены общества, так что не молчите!»
О коллегах
- Фильм «В движении» - одна из первых моих работ с Костей Хабенским. Я знаком с его нынешним тестем - крупным кинопродюсером Александром Литвиновым, отцом его супруги Ольги. Литвинов и Меньшов меня в Китай как раз и отправили. Я Косте об этом много рассказывал, когда мы в Киеве работали, правда, в разных проектах. А свободное время проводили вместе, украинские кулинарные изыски пробовали. Потом встретились на другом фильме в Пскове и вместе на рыбалку ходили.
Костя, как и Саша Робак или Сергей Бурунов, абсолютно точно находится на своем месте. Не обладая внешностью кинозвезд, они невероятно талантливые. Вот и оказались на вершине. Но далеко не все умеют настолько органично сживаться со своими героями. Игорь Верник однажды остался недоволен и очень расстроился, что я снял его, такого красавчика, на широкоугольник. Он мафиози играл, и я понял, что на экране у него должна выделяться большая мужская челюсть. Мне совершенно не хотелось, чтобы он выглядел совсем как девочка, а он вот расстроился.
Кстати, о слабом поле. Очень люблю Иру Розанову. Актриса с большой буквы, волшебная женщина. Как-то мы Новый год вместе с ней у знакомого оператора встречали. И Розанова проявила себя как очень компанейская барышня - и на стол накрыла, и за ребятами поухаживала, и песни спела. Прима в любом коллективе. Поэтому не зря ее любят мужчины в любом возрасте.
Давно знаю и Сашу Домогарова. Раньше на кинопробах я всегда выступал против его участия в проекте. Понимая, что он любит выпить и очень распущенный. Но в какой-то момент он смог взять себя в руки. Надо отдать ему должное - в работе он профи, контролирует себя.
Часто тусовался я с Мишей Ефремовым и Никитой Высоцкий. А после того, как мы выпивали, бывало, моя супруга приезжала и всех развозила по домам или такси вызывала. Не ясно, почему Миша в тот роковой день сел за руль. Может, в запое был, его неожиданно сорвали по работе, и он бдительность потерял. Его судили показательным процессом. Но Ефремов, в общем-то, действительно виновен и понес заслуженное наказание. Надеюсь, срок ему уменьшат за хорошее поведение, театр в колонии создает, сценарии ему возят. Уверен, такой актер и после освобождения будет на высоте, нагонит. Сейчас зритель отдохнет от него, и потом с новой силой взлетит Мишина карьера. Он невероятно талантлив, как и его папа, как и его сын Никита. Вот такая у них династия очень одаренных людей.
О личном
- Романы у меня на съемках с актрисами случались. Но рассказывать о них не хочу. Кто-то из моих женщин стали известными актрисами, женами режиссеров, продюсеров. Думаю, им точно неприятно будет, если начну вспоминать. Да и не бросался я никогда в омут с головой.
Моя жена компьютерами занимается, разработкой игр. Нашему сыну 10 лет. Кстати, рожала супруга у тоже же врача в США, который принимал роды у недавно скончавшейся Жени Брик. Мне этого акушера Женин муж Валерий Тодоровский посоветовал. Я и не знал, что Евгения так серьезно больна.
Я не романтик, а больше циник. Умею находить общий язык с женщинами. С Олесей Судзиловской, к примеру, больше 20 лет дружим. Она моя кума, крестная мама моего сына. Олеся и к себе, и к окружающим требовательна.