На минувшей неделе на Троекуровском кладбище Москвы похоронили Геннадия Юхтина. Народный артист России, не дожив полтора месяца до 90-летия, скончался от коронавируса и его последствий. В последний путь его провожала горстка самых близких. Из знаменитых коллег на панихиду не пришел никто.
Год назад, 1 февраля, еще более тихо и незаметно ушел из жизни экранный сын Юхтина - Виктор Коваль. Тот самый давно выросший мальчик Саша из кинодетектива 1955 года «Дело Румянцева». Его после комы на ИВЛ тоже убил ковид. Виктору Станиславовичу было 73.
В детстве Витя сыграл в нескольких эпизодах и исполнил главную роль в фильме «Дружок», снятом по рассказам Николая Носова. Внимательные зрители могли заметить, что начиная с дебюта на экране в 1955-м и заканчивая последней киноработой в 1961-м, Коваль очень слабо изменился. Разве что зоркий взгляд стал более взрослым. Хотя к тому моменту ему уже исполнилось 14. И разница по сравнению с восьмилетним возрастом, казалось, должна быть разительной.
Это чудо природы в одном из интервью объяснил Геннадий Юхтин. Оказалось, что в какой-то момент из-за сильных переживаний мальчик просто перестал расти.
- Видимо, хотел стать или актером, или режиссером, но… думал, что если вырастет, то его больше не будут в кино снимать, - поделился Геннадий Гаврилович. - У него было несколько бабушек, они следили за ним и отмечали его рост, он действительно перестал расти. И вроде они обратились к профессуре, сказали, что у него какой-то психологический шок. Бабушки запретили ему сниматься в кино, чтобы он рос, был здоровым, нормальным человеком. И меня даже попросили не звонить ему. Мы встретились через 10 лет… Он немножко вырос. Окончил художественное училище (…), а актером он не стал… Мы встретились в период подъема субкультуры хиппи. Борода у него была большая, длинные волосы - изменился. Одни глаза только, как смородина, черные, остались.
В какой-то момент Коваль увлекся сочинительством стихом. В узких кругах его имя стало легендой. Виктор Станиславович, буквально создал русский рэп. Он писал песни, работал с Вячеславом Бутусовым. Литератор Лев Рубинштейн не мог однозначно определить жанр Коваля:
- Что это - лирика, кабаре, балаган, шаманское камлание? - размышлял мэтр.
Жаль, что поэт не обзавелся ни женой, ни детьми. Да и у его киноотца Геннадия Юхтина единственный брак с выпускницей Плехановки Лидией, которая позже работала в актерском отделе «Мосфильма», оказался бездетным.