Александр Пашутин: «Театр – это зона, с надзирателями и заключенными»
- Александр Сергеевич, вы так убежденно говорить о пользе вакцинации, почему?
- Я переболел ковидом, к счастью, в легкой форме, и сразу после выздоровления сделал первую вакцинацию, а сейчас еще одну. Буду делать третью. Я верю в нашу медицину, и считаю, что российские ученые изобрели самую эффективную вакцину против коронавирусной инфекции. А вот мой друг – Виктор Иванович Мережко не верил в существование ковида, не верил в вакцину, и умер 30 января. Для меня его смерть стала потрясением. Такой здоровяк, красавец, донжуан и все. Мы много беседовали с Виктором обо всем, и я не недоумевал – как при своем уме Мережко говорит о пандемии как о заговоре мирового правительства, об крупной афере, и говорит публично. Он умер в один день с моим близким другом Леонидом Куравлевым.
- Леонид Куравлев в последние годы жил в специализированном интернате. Что вы думаете о его переселении из Дома на набережной в маленькую комнату с мебелью из фанеры?
- С Леонидом Куравлевым вместе мы не снимались, но много общались. Он тепло относился ко мне как к актеру и как к человеку. Однажды рассказал мне о том, как его друг – миллионер, пригласил его в круиз по Средиземному морю, и он плавал. Не знаю – куда делся этот друг –миллионер, но он был. Как мог Леня оказаться в Доме престарелых с его славой, влиятельными друзьями, с якобы хорошими детьми, ума не приложу? Не могу осуждать детей Лени, но могу сказать, что я сам не отдал свою маму в интернат, а заботился о ней – нанял сиделку, медсестру, и она с тяжелым диагнозом прожила более 90 лет.
- Далеко не у всех народных артистов есть большая квартира в элитном Доме на Набережной. Как он, с его скромностью, его приобрел?
- У Ленечки была умница-жена – Нина. Она занималась всеми бытовыми, организационными вопросами, и с ней Леня находился как за каменной стеной. К тому же и Нина, и Леня – москвичи…Леня заработал квартиру своим трудом. Он снимался очень много: в год по несколько картин, и к каждой роли относился как главной.
- Говорят, что в последние годы Куравлева не приглашали в кино? Юрий Грымов написал в «Фейсбуке*» о том, как «Куравлев отказался сниматься в его фильме «Три сестры» из-за плохой памяти. Вы играете в этой картине Калугина…
- Леониду Куравлеву по просьбе Юрия Грымова звонил я. От его имени просил сыграть доктора Чебытукина. Леня не говорил о том, что у него плохая память, и что он не выучит роль, а просто отказался. Мне показалось, что ему было просто не хотелось сниматься в кино. В результате его роль сыграл Игорь Ясулович – прекрасно сыграл. Сам я очень люблю эту картину, и за роль в ней отдал бы 100 ролей. Серьезно. Я снялся более в 200 картинах, и если бы выбирать, то за второстепенную роль мужа Маши отдал бы 100 ролей в других картинах. Фильм Грымова – современная версия пьесы Чехова «Три сестры» мне понравилось буквально все: и партнеры, и съемочный процесс, и идея, и ее воплощение.
- Чеховским сестрам в фильме Грымова от 50 до 60 лет…На ваш взгляд, изменилось ли за 100 с лишним лет отношение к возрасту?
- В пьесе Чехова одна из сестер говорит: «Мне 26 лет – жизнь прожита», и это наводит ужас. Героиня Ирины Мазуркевич в фильме Юрия Грымова «Три сестры» - на 30 лет старше чеховской героини произносит: «Мне 56 лет – жизнь прожита», и в это начинаешь верить. Сегодня у 56-летней женщины много надежд и на новую любовь, и расцвет в карьере… Мы знаем много примером женщин, которые в 56, в 60 лет дадут фору молодым.
- Если они сделают пластическую операцию, не так ли? Кстати, как вы относитесь к пластической хирургии?
- Недавно я увидел на телевидении двух сестер Вертинских – Анастасию и Марианну. Меня охватил ужас при встрече с Анастасией, лицо которой из-за многочисленной пластики напоминает злую маску. Куда делось ее обаяние? А вот Марианна с минимальным вмешательством пластических хирургов выглядит прекрасно. А ведь она – старше Анастасии. Признаюсь, что я сам воспользовался предложением одного из главных федеральных каналов страны – сделать за их счет небольшую подтяжку лица и лоб. Честно говорю – я как советский человек не мог отказаться от халявы. Остался доволен этими процедурами. Да, в моем лбу – ботокс, но он мало виден. Мое лицо – это моя кормушка. Я не хочу выглядеть стариком на экране. После пластики меня стали еще больше приглашать в кино и на телевидение.
- Александр Сергеевич, почему вы ушли из театра имени Моссовета? Жаль, что очень мало спектаклей с вашим участием, - только одна антреприза.
- Лично я не жалею о своем уходе из театра. Когда я работал в театре, чувствовал себя заключенным, пленником. Театр – это зона, и существует по законам зоны. Я поехал на день рождения к Юрию Лужкову, когда он уже не был мэром, и меня сняли с роли. Мне сказали, что моя роль была выстроена интереснее, чем главный персонаж, а это плохо. Но я не стал бороться, и пошел дальше. Режиссер Дмитрий Месихев назвал меня «человеком с независимым взглядом». Да, я – независимый человек, и не хочу быть ни в какой зоне.
- Почему вы сравниваете театр с зоной?
- В театре есть надзиратели – руководство, и заключенные – артисты. Много подлости, зависти, подстав, и чтобы выжить, необходимо находиться в группировке… Единственное преимущество театра перед кино – дисциплина. В театре нельзя пить алкоголь, нельзя опаздывать. Мы знаем примеры, когда из-за пьянства выгоняли из театров даже великих артистов, кумиров. Один из примеров – изгнание из Малого театра Валентины Серовой. Но некоторым артистам пьянство прощалось. Мы знаем, что Юрия Любимов прощал запои Владимира Высоцкого. Кстати, Володя Высоцкий учил меня играть на гитаре в 1964 году, когда я учился в Школе-студии МХАТ. Высоцкий приходил к своему другу Всеволоду Абдулову, который был у меня педагогом, и учил меня и пару других парней играть на гитаре.
- Кому из современных актеров разрешается выпить рюмочку на съемках? Про Михаила Ефремова – факт известный.
- Позволяли выпить рюмочку моей любимой – ныне покойной Нине Руслановой. Она любила это дело, алкоголь ее расслаблял, давал забвение. У Нины было очень тяжелое детство.
- Кира Муратова рассказывала в интервью о Нине Руслановой, что «экран превращал ее, умную женщину, в глупую». На ваш взгляд, какой была Нина Русланова – умной или не очень?
- Практически все актрисы, простите, «больные на голову» (мягко говоря). Я знаю единственную умную актрису – Ольгу Остроумову. Ярким пример глупости актрисы – Лидия Николаевна Шукшина. Наши старухи в деревнях – необразованные, но обладали мудростью. К сожалению, Лидия Николаевна не нажила мудрости. Она стала мариенткой в руках своей дочери Ольги. Чем занимается эта Ольга? Где работает? Живет за счет матери, всех этих шоу, а теперь и в Дом престарелых ее отдала…
- Большинство актрис – красивые женщины, а красивой женщине необязательно быть умной, не так ли?
- Не согласен. Ольга Остроумова – и красавица, и умница. Еще пример сочетания редкой красоты, благородства и ума – мисс Вселенная Оксана Федорова. Когда я ее увидел, пообщался, просто ошалел от ее достоинств. Познакомился с Оксаной на проекте «Танцы со звездами». Она мне так понравилась, хотя я не знал, кто она, и стал выпендриваться – говорить на английском. Оксана в отличие от многих актрис на этом же проекте – не капризничала, не требовала внимания, не напрашивалась на комплименты. Вот бы актрисам поучиться у Оксаны Федоровой. Она была скромнейшей из скромнейших, а ведь у другой на ее месте поехала бы крыша.
- Расскажите о своей любимой супруге?
- С третьем раза я нашел свою женщину, с которой счастлив. Она не так молода, как кажется, ей 65 лет, а в остальном все прекрасно. Моя жена – не актриса. Возраст человека – условность. Я чувствую себя на 37 лет, и точка.
- Вы занимаетесь большим теннисом, и постоянно ходите играть в дорогой спортивный клуб с олигархами. Какие у вас с ними взаимоотношения, есть ли общие темы для разговора?
- Мои партнеры по большому теннису, скорее, не олигархи, а очень обеспеченные люди. Они нормальные, со своими проблемами… Каждый из них понимает, что главная ценность в жизни – это здоровье, и когда оно есть, то все возможно, а когда его нет, то возможности весьма ограничены. Нет здоровья – нет наслаждения. Поскольку мы находимся в спортивном клубе, занимаемся спортом, то говорим на мужские темы – о том же спорте, политики, иногда женщинах.
*Организация запрещена на территории РФ