17 февраля писателю, актеру, драматургу и общественному деятелю Евгению Гришковцу исполнилось 55. Месяц назад Евгения избрали на ответственную должность председателя Общественного совета при Федеральной службе исполнения наказаний России.
Ранее эту должность занимал режиссер Владимир Меньшов. Свой день рождения житель Калининграда Гришковец виртуально отмечает в Москве – на сцене театра «Школа современной пьесы». Сегодня идет спектакль по его произведению «Подслушанное, подсмотренное, незаписанное». В интервью «ЭГ» Евгений рассказывает о своем романе с театром.
- В театре «Школа современной пьесы» с успехом шел спектакль Иосифа Райхельгауза с вашим участием «Пока наливается пиво». В нем вы играли роль бармена. Наверняка за этой профессией стоит что-то личное.
- Я работал барменом в 90-е годы, и мне очень нравилось это занятие. Нравилось, что люди идут ко мне с желанием. И, кстати, не последнюю роль играл хороший заработок. Территория бара - особенная. Я сам - большой любитель посещать бары. Все бармены мне всегда рады. Бармены с двух фраз понимают, что имеют дело со своим коллегой.
- Умеете делать алкогольные коктейли?
- Да. Только делать коктейли дома - странно. Для этого существуют бары. Между прочим, я слежу за алкогольными новинками. Журналы читаю на эту тему.
- Вам больше нравится самому быть режиссером или подчиняться другому режиссеру?
- Подчиняться - не умею, зато умею выполнять задания. Осознаю, что я - только часть спектакля, который делает режиссер. Но я просто не умею играть на сцене в команде. Всякому делу необходимо учиться, а я не учился актерской профессии. Никогда не репетировал в коллективе, а это - огромный труд.
- Какой театр в Москве ваш любимый?
- Государственный Малый театр. Никогда не забуду спектакль с Юрием Соломиным в роли Федора Иоанновича. Малый театр - тот театр, куда я хочу ходить, и хожу. В Малом театре все настоящее - и атмосфера, и игра актеров. Мне кажется, что он держит высокую планку и сохраняет традиции. Еще я бы пошел в Мастерскую Петра Фоменко, чтобы увидеть хороших артистов.
- Артистов вы делите на хороших и плохих, а просто людей делите на тех и других?
- Знаю очень хороших людей и тех, с которыми здороваться не буду. Вторые совершили такие преступления или поступки, после которых я не знаю, как можно такому жить на Земле. Есть законченные предатели и подонки. Для близких, возможно, они - самые хорошие. Есть люди, которые скорее хорошие, чем плохие. Они такие сложные, но если анализировать, то находишь в них больше положительных качеств. Впрочем, я часто ошибаюсь в людях.
- С Евгением Цыгановым вы снимались в фильме Алексея Учителя «Прогулка». Цыганов, на ваш взыскательный взгляд, - хороший актер?
- Цыганов - очень одаренный человек, и мог бы быть большим артистом, но уверовал, что он - уставший мачо, и изображает эту роль везде и всегда - и в кино, и в театре, и в жизни. Если бы не изображал из себя мачо, был бы хорошим артистом. А так он играет одну и ту же роль - мачо Цыганова.
- А вы - не мачо?
- Боже упаси. Быть мачо - очень глупо.
- Назовите хороших артистов.
- Гениальный актер Макконахи. Все больше и больше нравится Леонардо Ди Каприо. Объяснить, почему актер хороший, - сложно. Просто я вижу, что когда актер в кадре, все имеет смысл, а когда его нет - весь смысл теряется. Актеры - таинственные существа. Когда непонятно, как актер играет, - тогда это интересно. Я тоже стараюсь играть так, чтобы никто не понял, как я это делаю.
- Евгений, почему не решаетесь на переезд в Москву? Этот вопрос обсуждается не менее 20 лет.
- Москва в моем восприятии - город одного дела в день. Например, если решил подстричься, для этого надо выделить день. Для меня пребывание в Москве больше недели - испытание. Не привык к такому ритму жизни. Допускаю, что для постоянного жителя столицы все не так проблематично, как для провинциала. Тем более если москвич не подвержен соблазнам. В Москве нет моего дома, близких, любимых предметов, а мне без них непривычно, неуютно, пусто.
- Неужели в Москве не написали ни одного произведения?
- Вторую часть романа «Рубашка» я написал в Москве, в гостинице «Балчуг». Жил в изолированном помещении, как в подводной лодке, и никуда не выходил. Еду приносили, комнату убирали, и ни на что не отвлекался, ни о чем кроме романа не думал. Тогда я понял Владимира Набокова, который жил исключительно в гостиницах, хотя, конечно, мог себе позволить самую дорогую недвижимость. Но я бы не смог бы долго жить в гостинице. Очень люблю свой дом в Калининграде, где и пишу, и сочиняю, и изобретаю.
- Борис Акунин многие романы написал в экзотических странах, в частности на китайском острове. Да и все писатели используют путешествия для литературного творчества.
- В отличие от Бориса Акунина, автора исторических романов и экзотической литературы, я пишу о российской провинции. Поэтому поездки по миру могут только навредить, в том смысле, что сбить с толку от провинциальной тематики произведений.
- Калининград - не совсем провинция, не так ли? Раньше Кенигсберг был европейской столицей?.
- Сейчас Калининград - самая настоящая провинция с ремаркой: очаровательная. Но провинция - не столица. В провинции тихая размеренная приятная жизнь, а в столице, как говорится, покой только снится. Провинция определяется не качеством жизни, а образом жизни.
- Между прочим, в Кенигсберге жили магистры Тевтонского ордена. Не было ли у вас мысли написать романах о тевтонских рыцарях? Сколько можно писать о провинции... А теперь еще провинциальное пиво привезли на столичную сцену. Имею в виду спектакль по вашему тексту «Пока наливается пиво».
- Кто уж пил пиво, так это рыцари Тевтонского ордена. Разумеется, я знаю историю Калининграда, в котором живу 18 лет, и про замки Тевтонского ордена наслышан, но тема не моя. История Восточной Пруссии мне меньше любопытна, чем история провинциальной России.
- Вы - одинокий волк или человек общительный?
- Мне удается быть иногда счастливым и наедине с собой, и в окружении людей.