Евгений Гришковец откровенно рассказал, чем зарабатывал в 90-е
Ранее эту должность занимал режиссер Владимир Меньшов. Свой день рождения житель Калининграда Гришковец виртуально отмечает в Москве – на сцене театра «Школа современной пьесы». Сегодня идет спектакль по его произведению «Подслушанное, подсмотренное, незаписанное». В интервью «ЭГ» Евгений рассказывает о своем романе с театром.
- В театре «Школа современной пьесы» с успехом шел спектакль Иосифа Райхельгауза с вашим участием «Пока наливается пиво». В нем вы играли роль бармена. Наверняка за этой профессией стоит что-то личное.
- Я работал барменом в 90-е годы, и мне очень нравилось это занятие. Нравилось, что люди идут ко мне с желанием. И, кстати, не последнюю роль играл хороший заработок. Территория бара - особенная. Я сам - большой любитель посещать бары. Все бармены мне всегда рады. Бармены с двух фраз понимают, что имеют дело со своим коллегой.
- Умеете делать алкогольные коктейли?
- Да. Только делать коктейли дома - странно. Для этого существуют бары. Между прочим, я слежу за алкогольными новинками. Журналы читаю на эту тему.
- Вам больше нравится самому быть режиссером или подчиняться другому режиссеру?
- Подчиняться - не умею, зато умею выполнять задания. Осознаю, что я - только часть спектакля, который делает режиссер. Но я просто не умею играть на сцене в команде. Всякому делу необходимо учиться, а я не учился актерской профессии. Никогда не репетировал в коллективе, а это - огромный труд.
- Какой театр в Москве ваш любимый?
- Государственный Малый театр. Никогда не забуду спектакль с Юрием Соломиным в роли Федора Иоанновича. Малый театр - тот театр, куда я хочу ходить, и хожу. В Малом театре все настоящее - и атмосфера, и игра актеров. Мне кажется, что он держит высокую планку и сохраняет традиции. Еще я бы пошел в Мастерскую Петра Фоменко, чтобы увидеть хороших артистов.
- Артистов вы делите на хороших и плохих, а просто людей делите на тех и других?
- Знаю очень хороших людей и тех, с которыми здороваться не буду. Вторые совершили такие преступления или поступки, после которых я не знаю, как можно такому жить на Земле. Есть законченные предатели и подонки. Для близких, возможно, они - самые хорошие. Есть люди, которые скорее хорошие, чем плохие. Они такие сложные, но если анализировать, то находишь в них больше положительных качеств. Впрочем, я часто ошибаюсь в людях.
- С Евгением Цыгановым вы снимались в фильме Алексея Учителя «Прогулка». Цыганов, на ваш взыскательный взгляд, - хороший актер?
- Цыганов - очень одаренный человек, и мог бы быть большим артистом, но уверовал, что он - уставший мачо, и изображает эту роль везде и всегда - и в кино, и в театре, и в жизни. Если бы не изображал из себя мачо, был бы хорошим артистом. А так он играет одну и ту же роль - мачо Цыганова.
- А вы - не мачо?
- Боже упаси. Быть мачо - очень глупо.
- Назовите хороших артистов.
- Гениальный актер Макконахи. Все больше и больше нравится Леонардо Ди Каприо. Объяснить, почему актер хороший, - сложно. Просто я вижу, что когда актер в кадре, все имеет смысл, а когда его нет - весь смысл теряется. Актеры - таинственные существа. Когда непонятно, как актер играет, - тогда это интересно. Я тоже стараюсь играть так, чтобы никто не понял, как я это делаю.
- Евгений, почему не решаетесь на переезд в Москву? Этот вопрос обсуждается не менее 20 лет.
- Москва в моем восприятии - город одного дела в день. Например, если решил подстричься, для этого надо выделить день. Для меня пребывание в Москве больше недели - испытание. Не привык к такому ритму жизни. Допускаю, что для постоянного жителя столицы все не так проблематично, как для провинциала. Тем более если москвич не подвержен соблазнам. В Москве нет моего дома, близких, любимых предметов, а мне без них непривычно, неуютно, пусто.
- Неужели в Москве не написали ни одного произведения?
- Вторую часть романа «Рубашка» я написал в Москве, в гостинице «Балчуг». Жил в изолированном помещении, как в подводной лодке, и никуда не выходил. Еду приносили, комнату убирали, и ни на что не отвлекался, ни о чем кроме романа не думал. Тогда я понял Владимира Набокова, который жил исключительно в гостиницах, хотя, конечно, мог себе позволить самую дорогую недвижимость. Но я бы не смог бы долго жить в гостинице. Очень люблю свой дом в Калининграде, где и пишу, и сочиняю, и изобретаю.
- Борис Акунин* многие романы написал в экзотических странах, в частности на китайском острове. Да и все писатели используют путешествия для литературного творчества.
- В отличие от Бориса Акунина*, автора исторических романов и экзотической литературы, я пишу о российской провинции. Поэтому поездки по миру могут только навредить, в том смысле, что сбить с толку от провинциальной тематики произведений.
- Калининград - не совсем провинция, не так ли? Раньше Кенигсберг был европейской столицей?.
- Сейчас Калининград - самая настоящая провинция с ремаркой: очаровательная. Но провинция - не столица. В провинции тихая размеренная приятная жизнь, а в столице, как говорится, покой только снится. Провинция определяется не качеством жизни, а образом жизни.
- Между прочим, в Кенигсберге жили магистры Тевтонского ордена. Не было ли у вас мысли написать романах о тевтонских рыцарях? Сколько можно писать о провинции... А теперь еще провинциальное пиво привезли на столичную сцену. Имею в виду спектакль по вашему тексту «Пока наливается пиво».
- Кто уж пил пиво, так это рыцари Тевтонского ордена. Разумеется, я знаю историю Калининграда, в котором живу 18 лет, и про замки Тевтонского ордена наслышан, но тема не моя. История Восточной Пруссии мне меньше любопытна, чем история провинциальной России.
- Вы - одинокий волк или человек общительный?
- Мне удается быть иногда счастливым и наедине с собой, и в окружении людей.
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов