12 февраля в одной из больниц Москвы умерла народная артистка России Зинаида Кириенко. Врачи обнаружили у актрисы коронавирус. Но причиной смерти стал инсульт. В последние два года Зинаида Михайловна редко появлялась на ТВ, фестивалях, тогда как раньше была на передовой кинематографической жизни.
Не участвовала она и в ток-шоу на главных каналах страны. В ее жизни не было скандалов. Единственный любимый муж, который был моложе ее и который раньше ушел из жизни, и двое успешных сыновей. Зинаида Михайловна с гордостью говорила о том, что сыновья о ней заботятся и она ни в чем не нуждается. У Зинаиды Кириенко была редкая красота — тонкая, благородная и при этом русская, народная. Неспроста именно она сыграла страдалицу Наталью в экранизации романа Шолохова «Тихий Дон».
Зинаида Михайловна с радостью общалась с журналистами. Она всегда была готова помочь человеку, который к ней обращался. Незадолго до смерти в интервью «ЭГ» Кириенко рассказала о «шипах», которые встретились на ее пути, и о борьбе с ними.
— Зинаида Михайловна, расскажите, почему вы, будучи студенткой ВГИКа, активно и плодотворно снимались, а потом вдруг как отрезало — вплоть до 1974 года ни одной роли?
— Тяжело и горько вспоминать тот период времени. Действительно, когда я закончила ВГИК, на моем счету уже было пять главных ролей: Надежда в «Надежде», Наталья в «Тихом Доне», Катерина в «Поэме о море», Анета в «Сороке-воровке», Ирина в «Судьбе человека»; была роль и в очень популярном тогда фильме «Вдали от Родины»… И вдруг… как будто поставили преграду, заслон — никуда не приглашали, сквозь зубы со мной разговаривали, даже как-то меня сторонились. Знаю, почему так произошло: тогда я не захотела идти наперекор самой себе и платить за роли своими чувствами. Крупному партийному чиновнику очень хотелось сделать меня своей любовницей. В итоге много лет меня не снималась. Если бы Евгений Матвеев не пригласил меня в свою картину «Любовь земная», не знаю, что со мной было бы. Благодаря ему я тогда вышла из депрессии и в прямом смысле воскресла. Евгения Матвеева считаю своим спасителем.
— Вам известна фамилия чиновника, который устроил вам травлю?
— Да, конечно. Мне назвал ее Станислав Ростоцкий, когда мы вместе с ним были в жюри на одном из кинофестивалей. Но я не хочу предавать ее огласке. Бог судья этому человеку. Месть — плебейское чувство. Может, поэтому так молодо выгляжу и хорошо себя чувствую, что всем все прощаю и не держу зла.
— Что вам помогало выстоять?
— В первую очередь — характер. Я — сильная. К тому же без работы я никогда не была. Больше тридцати лет проработала в Театре-студии киноактера, который в годы перестройки закрыли. Кроме того, как актриса «с именем» я постоянно ездила по стране с концертами. А еще вместе с мужем воспитывала двоих сыновей. На муже был весь наш дом. Конечно, у нас были няни, но основная нагрузка все-таки лежала на нем. Валерий стал именно тем стержнем, который скреплял нашу семью. Самый главный подарок, который мне сделал муж в жизни, — подарил свою любовь.
— Мальчики по вашим стопам не пошли?
— Нет. Тима закончил институт военных переводчиков. Впоследствии он ушел из армии и стал предпринимателем. Максим учился в институте по менеджменту-аудиту. У обоих свои семьи. У Максима — сын и дочь, у Тимура — два сына и дочка, так что у меня пятеро внуков. Муж, когда началась перестройка, забросил свою инженерную службу и стал бизнесменом.
— Вы сразу привыкли к роли бабушки?
— Когда я гуляла с первым внуком, Лешенькой, знакомые меня спрашивали: «Ой, Зиночка, вы еще родили?» Я отвечала, что да, это мой сын. Я долго не могла сказать внуку: «Иди к бабушке!» — язык не поворачивался. Быть бабушкой — счастье.
— Зинаида Михайловна, я знаю, что вас воспитывал отчим. А своего родного отца вы помните?
— Мой отец, Широков Георгий Константинович, закончил в Тбилиси юнкерское училище, был музыкантом. В 1919 году его вместе с другими юнкерами отправили на пароходе в Англию. Там их встретили не слишком приветливо, так что ребята, в сущности, оказались на улице. Отец мыкался там восемь лет, потом вернулся в Россию и обосновался в Дагестане, где и встретился с мамой. Они поженились. Так что я родилась в Махачкале. Когда мне было года два или три, родители разошлись. Помню, однажды отец зашел к нам, и мы пошли с ним гулять. Он держал меня на руках и купил кулек конфет. Вот и все, что я запомнила. В 1939 году его арестовали, обвинив в растрате (он работал бухгалтером). Больше я о нем ничего не слышала. Скорее всего, он погиб. Позже мама вышла замуж за Михаила Игнатьевича Кириенко, так что фамилия у меня отчима. А с родным отцом еще связана история моего имени. Когда мама была беременна, то зачитывалась книгой «Аида», где шла речь о судьбе какой-то греческой драматической актрисы. Тогда она и решила, что если родится девочка, то назовет ее этим именем и дочь непременно станет актрисой. Регистрировать меня пошел отец, мама тогда лежала больная. Он подумал, что имя Аида не подходит русской девочке, и решил, что ей лучше зваться Зинаидой. Мама была в истерике. А отец сказал, что мое имя состоит сразу из двух: «Зина» и «Ида», и тогда она успокоилась. В фильме Евгения Матвеева «Любить по-русски» мою героиню-прокурора зовут Зинаида Георгиевна Широкова, признаюсь, это была моя идея. Мне очень хотелось, чтобы хотя бы в кино прозвучали мои настоящие отчество и фамилия.
— Наверное, вы часто сталкивались с женской завистью...
— К сожалению, часто. Хотя чужих мужей не отбивала, любовников у меня не было, но некоторые женщины на меня косо смотрели. Правда, актрисы ко мне относятся тепло, ведь многие знают. что мне пришлось пережить. Даже Римма Васильевна Маркова со своим непростым характером и острым языком доброжелательно ко мне относилась. Правда, когда читала мои интервью в газетах, звонила на следующий день (а мы с Риммой Васильевной были соседки) и говорила: «Ну вот опять тебя читаю, ты что, прописалась в газетах?»
— Какие у вас были взаимоотношения с подругой Риммы Марковой — Нонной Мордюковой? Вы ведь знали Нонну со студенческих лет? Не завидовала ли вам Нонна?
— Нонна была редкой красавицей, и в этом смысле никому не завидовала. И таланта у него было больше моего. Но иногда она меня обижала. Признаюсь, что однажды она сказала, что у моего сына такая же деревенская морда, как у меня, — так и сказала. Нонна считала, что мой муж Валера — красавец, а я — деревенщина. Бог ей судья. Нонну я всегда любила и оплакивала ее смерть. Ее судьбе не позавидуешь. Потерять сына в молодом возрасте — самое страшное испытание для матери. Очень ее жалела. Никакие роли не нужны — только были бы живы мои дети и внуки.