Она была из другого века: мистические совпадения в жизни и смерти Евгении Брик
Незадолго до смерти актриса Женя Брик цитировала стихи Блока и мечтала оказаться в Петербурге. В Городе ангелов, где всегда светит солнце, она тосковала по снежной зиме и русским друзьям. Женя Брик была счастливым человеком, но ностальгирующим. Иначе не обращалась бы к загадочному миру Александра Блока: «Взгляду на улице, розам в дому, мыслям – точно у девушки». Она была из другого века, хотя играла наших современниц как в фильмах своего мужа – Валерия Тодоровского, так и других режиссеров.
Я видела ее однажды – на фестивале «Окно в Европу» в старинном Выборге, где она находилась вместе со своей дочерью Зоей и мамой мужа Мирой Тодоровской. Перед торжественной церемонией открытия фестиваля. Женя Брик была одета максимально просто – в платье в цветочек из простой ткани и в балетках. Без косметики. Без прически. Шла по городу-замку, городу-крепости как странница, как незнакомка. В ней было что-то очень простое и при этом аристократическое. Если бы не ситцевое платье, как у крестьянки, а натуральный шелк или бархат, Женя Брик была бы похожа на королеву.
Хотя зачем королеве быть похожей на королеву? Разумеется, не случайно Евгения Брик взяла фамилию своей прабабушки Софьи Брик – предельно поэтическую и созвучную Серебряному веку. Не случайно и то, что свой последний день рождения Евгения отпраздновала в Венеции, ставшей вечным покоем для Иосифа Бродского. Не случайно и то, что единственный спектакль, в котором играла Брик, «Посвящается Ялте» – на стихи Бродского. И ее день смерти – 10 февраля, в день памяти Пушкина, – тоже не случайность.
Она могла стать музой самых великих поэтов, но жила на свете в самое непоэтическое время.
– «Петербургские сумерки снежные. Взгляд на улице, розы в дому… Мысли – точно у девушки нежные, а о чем – и сама не пойму» (Александр Блок) – последняя запись Евгении Брик в социальных сетях.