72-я женщина Виктора Мережко предала его перед смертью

На съемочной площадке с Настей Микульчиной
На съемочной площадке с Настей Микульчиной. Фото Ольги Емельяновой
Народного артиста России Виктора Мережко провожали в последний путь 3 февраля. Знаменитый сценарист и режиссер умер на 85-м году жизни в больнице в Санкт-Петербурге от осложнений после коронавируса.

Прощание и похороны прошли в Москве, где Виктор Иванович прожил большую часть жизни. Фильмы, снятые по его сценариям - «Здравствуй и прощай», «Родня», «Полеты во сне и наяву», - давно стали классикой отечественного кино. А лет 15 назад он придумал и поставил сериал «Сонька Золотая Ручка», сделав звездой начинающую актрису Анастасию Микульчину. Но она не нашла времени прийти на похороны или хотя бы выразить соболезнования в соцсети.

Как и скончавшийся с ним в один день Леонид Куравлев, Мережко в свое время тяжело переживал потерю единственной супруги Тамары, с которой прожил 30 лет. Она умерла от рака в 1997-м. С тех пор вдовец стойко держал обещание, данное их сыну и дочери, что больше не женится.

- Тамара была очень красивой, я в юности за ней не один год ухаживал, - вспоминал Виктор Иванович. - А женившись, никогда не слышал от нее и слова упрека. Только: «Витенька, Витенька». Может быть, она что-то и чувствовала, но никогда не показывала ревности. У меня не было романов, лишь иногда несерьезные увлечения. Таких женщин, как Тамара, трудно найти.

Незадолго до смерти Мережко признавался, что покойная супруга стала часто являться к нему во сне.

«Свадьба
Свадьба с любимой Тамарой. Фото из личного архива

Разбитые колени

Когда в 2006 году сценарист и режиссер отважился экранизировать жизнь самой известной аферистки царской России Софьи Блювштейн, прославившейся под кличкой Сонька Золотая Ручка, страна замерла в ожидании. От мэтра любители телесериалов ждали лихо закрученного сюжета с погонями и взрывами, красивых постельных сцен, отменную игру артистов. И Виктор Иванович не подвел. А через несколько лет выпустил успешное продолжение многосерийки.

С исполнительницей главной роли Настей Микульчиной у Мережко произошел не только творческий, но и любовный тандем. Несколько лет назад он, дав большое интервью «Экспресс газете», просил выкинуть из него маленькую главу про Микульчину.

С портретом покойного - художник Никас Сафронов
С портретом покойного - художник Никас Сафронов. Фото Ларисы Кудрявцевой

Но сейчас, когда судьба распорядилась по-другому, мы решили ее опубликовать.

- Сонька Золотая Ручка была неординарной личностью, знала шесть языков, и на ее роль я искал хорошую артистку, - начал издалека Мережко. - Приехал в Петербург и долго с ассистентами пересматривал множество девушек. На пробы в том числе приходила и Лиза Боярская. Но она не соответствовала образу.

Потом мне выписали командировку в Минск, Киев и Одессу, чтобы именно там я поискал подходящую девушку еврейской внешности. И вдруг перед отъездом мне в руки попал кляссер (фотоальбом. - И. С.) одной актрисы. Я не смог оторвать глаз от ее интересного лица. Спросил: «Кто это?» - «А это Настя Микульчина, она в этом году окончила Питерскую театральную академию, а сейчас уехала со студенческим театром на гастроли», - ответили мне. И добавили, что репутация у нее плохая - невероятно капризная, меняла мастеров, а главное - у нее был жуткий южный акцент.

«Людмила
Людмила Зайцева разговаривала с усопшим, как с живым. Фото Ларисы Кудрявцевой

И хотя меня очень отговаривали от ее кандидатуры, я настоял, что хочу посмотреть. И когда Настя пришла, уже через 10-15 минут твердо понял, что нашел свою Соньку. Она, кстати, оказалась 72-й по числу отсмотренных. Я даже с улыбкой называл ее своей 72-й женщиной.

Работала Микульчина за 35 долларов в съемочный день - сумма смешная по нынешним киномеркам. А вкалывала по-черному. Ни капризов, ни простуд… ничего! Когда заканчивали первый сезон, она пару раз мне показала характер. Я отозвал ее в сторонку и сказал:

- Настенька, если ты позволишь давать мне рекомендации или плохо себя вести, я загублю твою карьеру! А еще озвучу героиню другой актрисой. Хотя именно для этого проекта мне нужен твой неправильный говор. Короче, не смей никогда мне перечить.

«Дети
Дети знаменитого сценариста Иван и Мария онемели от горя. Фото Бориса Кудрявова

Когда я написал второй сезон «Соньки», начитавшись негативных интервью Микульчиной о работе над сериалом, я решил пробовать другую актрису. И всем сказал, что Настю больше снимать не собираюсь, а найду похожую девушку. Стал Таню Колганову пробовать, запустил съемки. И вдруг во двор дома, где мы снимали, заезжает крутой желтый «хаммер». Оттуда выходит Микульчина и спрашивает:

- Виктор Иванович, а почему вы меня не приглашаете сниматься?

- Потому что ты дурно говоришь о роли, которая сделала тебе карьеру.

- Но это было лишь интервью. Разве я не имею права на мнение?

«Борис
Борис Галкин разрыдался у гроба друга. Фото Бориса Кудрявова

Короче, я ее простил и снова стал снимать. При этом ее съемочный день стоил уже 2000 долларов. Но напряжение между нами осталось. Настя мне всячески гадила, а потом отказалась давать интервью для канала перед премьерой.

Когда мне поступил заказ на третью «Соньку», я написал сценарий, отправил его Микульчиной, но ответа так и не дождался. Она стала меня игнорировать.

А потом один питерский кинопродюсер пожаловалась мне на Микульчину:

- Виктор Иванович, где вы взяли такую суку? Мы ее пригласили в одну картину, так знаете, что она там творила? Опаздывала на съемки, вместо них развлекалась со своим бойфрендом, в кровь разбила себе лицо и колени и не соблюдала никакую дисциплину.