Виктор Раков: «Саша Захарова хотела стать худруком «Ленкома», но должность не передается по наследству»
- Виктор Викторович, помнится, полувековой юбилей 10 лет назад вы отмечали с размахом. Сможете повторить?
- Весело тогда было: сыграл спектакль, а далее в фойе театра все меня поздравляли. Пришли два Марка - Захаров (худрук. - Я. Г.) и Варшавер (директор «Ленкома». - Я. Г.). Коллеги и мои студенты, я тогда в РАТИ преподавал, сделали капустник. И многие это действо до сих пор с улыбкой вспоминают. А сейчас в день круглой даты с родными и близкими просто пойдем в ресторан, там и отметим.
- Неужели скандалы, которые сотрясают «Ленком» после смерти Марка Захарова, и вас каким-то образом коснулись? Театр сильно изменился за те почти 40 лет, что там служите?
- Когда в 1984-м я туда поступил, был невероятно счастлив и сам был готов доплачивать за то, чтобы выходить на легендарную сцену. Потом привык. Фильмы и спектакли Марка Анатольевича гремели по миру. С содроганием вспоминаю 90-е годы. Тишину зала во время спектакля тогда вполне мог нарушить звонок мобильного, которые только появились. Зритель берет трубку и громко говорит что-то про вагоны. При этом его переговоры слышали и соседи по ряду, и мы - актеры. В результате страну растащили вагонами, а со временем ушли из жизни наши суперзвезды - Татьяна Пельтцер, Евгений Леонов, Александр Абдулов, Олег Янковский, Леонид Броневой… Караченцов попал в жуткую аварию, после которой, вплоть до ухода из жизни, уже не мог играть. Театр потерял целую череду ведущих артистов. Марк Захаров успел воспитать еще одно поколение «Ленкома»: Сашу Захарову, меня, Сашу Лазарева, Диму Певцова, Наталью Щукину, Сергея Степанченко, Андрея Соколова… А третье уже не успел. Несколько лет Мастера нет на свете, театр осиротел. И теперь творческие вопросы решает совет при директоре Марке Варшавере. Стать во главе театра как худрук никто из нас не решился, а ждать, пока нам назначат «новую метлу», не хотелось. Нам надо сохранить наследие Марка Захарова, и Варшавер успешно справляется. Театр ему доверяет.
- Были разговоры, что театр могла бы возглавить дочка Марка Захарова - Александра. Но у нее сложные отношения с директором Варшавером…
- Мы, все народные артисты театра, собирались по этому поводу. И я Александру прямо спросил: понимает ли она, что такое быть художественным руководителем театра? Помимо творческих моментов, есть и экономические вопросы. Была пауза, и у меня сложилось ощущение, что она не готова к этому в полной мере. Мы просто общались на эту тему, потом к Варшаверу хотели идти, но так и не пошли. Художественное руководство ведь не передается по наследству. Для этого надо иметь определенные качества. Да и никто из нас, отдавая себе отчет, не возьмет на себя такую ответственность.
Кроме Александры Марковны, которая решила, что сможет это сделать. При этом никто не хочет, чтобы Саша ушла из театра! Все мечтают о спокойствии, качественной творческой работе. Ее осудили за интервью Андрею Караулову**. Он произносит текст, спрашивает, а она молчит и не поправляет, если он ошибается, и как бы молчаливо соглашается с ложью. Это неприятно. Сейчас у Александры непонятные отношения с Варшавером. Это на всем коллективе отражается. Вот Людмила Поргина была недовольна чем-то. Но она играет в театре, например, в «Поминальной молитве». И у нее не все так плохо, как она рассказывает.
Певцов получит пенсию в 300 тыс.
- Вы уже 30 лет женаты на психологе Людмиле. В чем секрет долгого брака?
- Мы нашли друг друга, нам хорошо вместе. Я серьезно отношусь к браку, к семье. У меня был не очень удачный первый опыт семейного союза, от которого остался взрослый сын Борис. Ему 35 лет, книготорговый колледж окончил. У него есть проблемы со здоровьем, и он еще не женат. С его мамой я тяжело развод перенес. А потом случилось счастье, и Господь мне мою Люсю послал. И когда я это осознал, понял, нам надо венчаться, что в 1991 году мы и сделали. Нашей дочке Насте 30 лет, сыну - 14. Дочка замуж вышла во второй раз. Денис - отличный парень, любит ее. Они отдельно живут, а мы втроем в загородном доме, который давно построили.
Сначала хотели квартиру купить, но финансов хватило только за пределами Москвы что-то приобрести. Выбрали поселок, который только строился, увидели хороший вариант. Плюс компания дала нам рассрочку. В доме теперь все свободное время проводим. Друзья и родственники приезжают. Можно и в бильярд поиграть, и в большой теннис. Корт, а еще хоккейная, волейбольная и детские площадки на территории поселка есть. Рядом сосновый лес, озеро.
- У вас в студенческие годы случился роман с «интердевочкой» Еленой Яковлевой. Не жалеете, что не связали жизнь с какой-нибудь артисткой?
- Я как-то в одной картине снимался, и супругу моего героя играла одна актриса, которая в реальной жизни просто ужасно себя вела. Я повернулся к группе и сказал «Если бы у меня была такая жена, я бы убил ее». А вы говорите - брак с актрисами! Хотя важен человек, а не профессия. Моя Люся, кстати, когда-то работала в группе «Мираж». Ее сестра - певица Света Владимирская - в свое время исполняла хит «Дави на газ!». Так что Люся в курсе, что происходит с творческими людьми. А познакомились мы, когда наша общая знакомая привела Людмилу на спектакль, и я ее увидел, когда вышел покурить. Я тогда сигаретами злоупотреблял.
- Сейчас многие ваши коллеги на молодых барышнях женятся…
- У меня такие неравные браки вызывают улыбку. Почему-то пожилые люди всерьез думают, что их могут полюбить молодые. Но это самообман… Возьмите давно покойного Сашу Барыкина, который работал в нашем театре, с его подружкой. Много возлюбленных было у и Саши Абдулова. А я вспоминаю лето 2007-го, когда мы с «Женитьбой» на гастроли ехали в Самару. Сели в поезд, и Саша с таким трепетом всем фото новорожденной дочки принялся показывать. Даже к худруку обращался: «Посмотрите, какая красотка, Марк Анатольевич!» Настолько счастлив был. Вот это его настоящее счастье!
- Что в ближайшее время у вас выходит?
- Сериал Дмитрия Иосифова «Елизавета» с Юлией Хлыниной, об императрице. Я играю Александра Меншикова. Костюмный проект, наш взгляд на историю. Ну и приключения, думаю, будет очень интересны зрителям. Какие-то трюки сам делал, иногда каскадеры. Я не в том возрасте, чтобы рисковать. За все подряд уже не возьмусь.
- Ваш коллега по театру Дмитрий Певцов пошел в политику, стал депутатом Госдумы. А вы не думали об этом?
- Я уже когда преподавал в ГИТИСе, понял, что совмещать с работой в театре и кино политику и общественную деятельность сложно. А быть свадебным генералом не для меня. Тебе ведь люди судьбы доверяют. Неприлично просто так занимать место. А Государственная дума вершит судьбами миллионов. Я бы не взялся. Пусть и пенсия потом будет 300 тысяч рублей.
*Организация запрещена на территории РФ
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов