Как мальчик из рабочей семьи стал знаменитым кутюрье: зигзаги судьбы Вячеслава Зайцева
Вячеслав родился в Иванове в рабочей семье 2 марта 1938 года. Поначалу будущий модельер и его старший брат Владимир носили фамилию матери — Кокурины. Их отец Михаил Зайцев попал в плен во время Великой Отечественной войны, бежал, дошел до Берлина, но все-таки был репрессирован как изменник родины. Из лагерей мужчина вернулся, когда Вячеславу уже исполнилось 20. Только тогда родители официально оформили свои отношения. Владимир к тому времени уже умер, отсидев в тюрьме 10 лет. Сначала украл велосипед, потом, заступаясь за друга, подрался с милиционером. К тому же пристрастился к алкоголю. Вскоре умерла и мама Вячеслава, а отец быстро нашел себе другую женщину.
Слава с детства прекрасно рисовал, после школы пошел учиться на художника текстильного рисунка в Ивановский химико-технологический техникум. Дальше был Московский текстильный институт, который Зайцев окончил с отличием. И это несмотря на сложности во взаимоотношениях с педагогами, о которых рассказывал сам Вячеслав Михайлович:
— На экзаменах мне ставили либо пятерку, либо двойку. Тем не менее в течение трех лет я получал Ленинскую стипендию. Но перед защитой диплома поссорился с деканом, отказавшись от его консультаций.
Свою карьеру Вячеслав начинал в качестве художественного руководителя на Экспериментально-технической швейной фабрике в Бабушкинском районе. И там у Зайцева все складывалось непросто. Разработанную Вячеславом коллекцию спецодежды для женщин-работниц отверг методический совет, зато о ней написал французский журнал Paris Match. Через три года Зайцева разыскали Пьер Карден и Марк Боан. Сам дизайнер к тому времени уже стал руководителем экспериментально-технического цеха в Общесоюзном Доме моделей на Кузнецком мосту. Известные всему миру модельеры называли Зайцева «Красным Диором» и навещали его в СССР, ведь до 1986 года Вячеслав Михайлович был невыездным.
— Бывало, жду иностранную делегацию, но вдруг застреваю в лифте, и гостям объявляют, что я болен. Такие козни строили. Работая для легкой промышленности, ни разу не видел, чтобы разработанные мною модели кто-то носил. Все они, поступив в производство, кастрировались под стандарт «три дырки — два шва», — вспоминал кутюрье.
Как-то на нервной почве Зайцев даже временно потерял зрение. К счастью, его удалось восстановить.
Вячеслав покинул Дом моделей на Кузнецком мосту и ушел работать в простое ателье, поставив задачу превратить его в новый Дом моды. Зайцеву удалось заручиться поддержкой министра бытового обслуживания. На новом месте кутюрье сначала стал художественным руководителем, а потом директором. С переходом экономики на рыночный вариант Зайцеву удалось добиться большого коммерческого успеха. В 2006 году Вячеславу Михайловичу было присвоено звание народного художника РФ.
Что касается личной жизни, то официально Зайцев был женат только один раз. Его избранницу звали Мариной, молодые люди вместе учились в текстильном институте. Пара прожила вместе девять лет. На свет появился сын Егор, который впоследствии пошел по стопам отца. Марина сегодня — член Московского Союза художников.
— Моя теща почему-то решила, что я женился на Марине из-за квартиры. Я был для нее бедный прачкин сын — себя они считали птицами более высокого полета. Семейные отношения были натянутыми все время, пока нас не развели и не выгнали меня из дома, — рассказывал Зайцев о причинах расставания.
После этого в жизни Вячеслава была еще одна избранница — художник по текстилю Инна, но отношения с ней он так и не оформил. Даже после того, как попал в ДТП, лежал в реанимации, потом долго ходил на костылях, а женщина его очень поддерживала. «Совершенно не мой человек», — говорил об Инне модельер. Он предпочел вообще не создавать новой семьи.
С тех пор, как Вячеслав Михайлович заболел, Егор Зайцев неоднократно выражал обеспокоенность окружением отца. Подозревал тех, кто приблизился к знаменитому дизайнеру, в не самых добрых намерениях. Отношения между отцом и сыном стали натянутыми, даже несмотря на внучек, в которых кутюрье души не чает. Старшая, 28-летняя Мария, окончила Лабораторию моды, а потом увлеклась кинорежиссурой. Младшей, Анастасии, еще только 13, она демонстрирует талант в рисовании и лепке.
Вячеславу Михайловичу Зайцеву исполнилось 83. Его болезнь неизлечима. Можно только тормозить ее развитие, чтобы знаменитый модельер прожил дольше и успел гораздо больше.
— Можно замедлить процессы дегенерации головного мозга, облегчить состояние пациента, снизить тремор, улучшить память, мышление, внимание, — рассказала «Экспресс газете» невролог-нейрореабилитолог Алиса Коротина.
В планах у Вячеслава Михаловича — выпуск новой коллекции, для которой готовы и материалы, и эскизы.